«Матч ТВ», созданный по поручению президента Владимира Путина на базе активов НТВ+ и ВГТРК, начал вещание 1 ноября 2015 года. Канал занял частоты «России 2» и вещает на всей территории страны в аналоговом формате
и в первом цифровом мультиплексе, то есть для зрителей он бесплатный.
Бесплатное распространение спортивного канала на федеральном уровне — новое явление для России. Раньше каналы о спорте можно было смотреть по подписке через кабельных и спутниковых операторов ТВ. Более того, платная подписка на спортивное ТВ — общемировая практика: зарубежным компаниям таким образом удается окупить вложения в права на трансляции соревнований.
Зарабатывать на подписке «Матч ТВ» все же планирует, но опосредованно. Флагманский канал, который вещает в эфире, будет служить своеобразной рекламной площадкой для платных тематических каналов, таких как «Спорт-1», «Футбол-1», «Боец» и других, которые распространяются в кабельных и спутниковых сетях. Представители «Матч ТВ» отмечают, что повышать абонентскую плату на эти каналы не планируется, — сейчас перед холдингом стоит задача привлечь как можно большую аудиторию.
«Матч ТВ» будет также представлен в интернете — на веб-портале, в социальных сетях, на мобильных платформах и радио, везде под единым брендом.
Смена концепции
«Матч ТВ» уже отличается от подавляющего большинства спортивных каналов мира расширенной сеткой программ: он показывает не только спортивные трансляции и передачи, связанные с ними, но и программы о здоровом образе жизни, фитнесе, достижениях спортсменов и документальные фильмы о различных спортивных мероприятиях.
Таким образом, канал рассчитывает встроить спорт в повседневную реальность и привлечь новую аудиторию, которая ранее спортивное ТВ не смотрела. Представители канала утверждают, что до сих пор внимание к спортсменам телевидение проявляло только в моменты их побед и поражений, а «Матч ТВ» покажет спорт с человеческой стороны: расскажет о биографиях спортсменов, их взаимоотношениях с тренерами и врачами, об их семьях. Здесь канал ориентируется на самую широкую целевую аудиторию: мужчин и женщин всех возрастов. При этом на начальном этапе вещания в качестве «баинговой» аудитории для рекламодателей рассматриваются мужчины в возрасте от 25 до 59 лет.
Идея добавить околоспортивный контент на канал правильная, это позволит расширить аудиторию и привлечь внимание, когда нет ярких спортивных событий, считает гендиректор TNS Russia Руслан Тагиев. «Основная проблема спортивных каналов сейчас в том, что аудитория активно смотрит их только во время знаковых трансляций, которые происходят не так часто. В тот момент, когда менеджменту удастся привлечь достаточно большую аудиторию, проблем с ее монетизацией не возникнет», — полагает эксперт.
Делая акцент на околоспортивные программы, «Матч ТВ» не планирует отходить от концепции спортивного канала: основу эфирной политики будут занимать знаковые спортивные соревнования и мероприятия. При этом будет исправлен информационный перекос в сторону футбола. К традиционно популярным видам спорта (футбол, хоккей, биатлон, баскетбол и гонки «Формулы-1») добавятся трансляции по американскому футболу, регби, смешанным единоборствам, боксу, плаванию и другим.
На данный момент у «Матч ТВ» есть договоренность с Российской футбольной премьер-лигой о том, что канал покажет не менее 45 матчей в этом сезоне. Также к играм Лиги Европы и Лиги чемпионов добавятся матчи чемпионатов Испании, Франции, Италии. В «Матч ТВ» подчеркивают, что каналу принадлежат права на трансляцию более 90% топовых спортивных событий. Решение
о приобретении прав на масштабные спортивные события, такие как Олимпийские игры, чемпионат мира или Европы по футболу, будет приниматься коллегиально с другими федеральными каналами. Такая договоренность существует и будет реализована, говорит креативный продюсер «Матч ТВ» Наталья Билан.
Модель управления
Управляет спортивным бизнесом «Газпром-Медиа» спортивный субхолдинг. В его ведении помимо федерального телеканала «Матч ТВ» находятся 12 платных специализированных спортивных телеканалов, интернет-портал Sportbox, мобильные приложения и универсальная служба спортивной информации.
В управлении каналом «Матч ТВ» реализован новый организационный подход — исполнительный продюсер отвечает и за креативную, и за организационную части. Таким образом, к примеру, выстроено спортивное телевидение за рубежом.
Руководит субхолдингом Александр Вронский, генеральный продюсер — Тина Канделаки, креативный директор телеканала «Матч ТВ» — Наталья Билан. В холдинге отмечают, что главная задача менеджмента на текущий момент — объединить активы «НТВ+» и ВГТРК, выстроить эффективную систему управления, создать высокопрофессиональную команду, а также выстроить программную и креативную части.
Две телевизионные студии телеканала располагаются в телецентре «Останкино». Дополнительно рассматриваются варианты открытия еще нескольких студий на территории Москвы. В планах развитие сети корпунктов не только в России, но и за рубежом. В частности, с 1 ноября начал работу корпункт в Монреале для освещения событий НХЛ и других соревнований, проходящих в Северной Америке. В этом году должен заработать корпункт в Мюнхене. Для освещения событий в Европе планируется открытие корпункта в Париже, а в США — в Нью-Йорке.
Телеканал «Матч ТВ» начал вещание в формате Full HD. В его распоряжении находятся 12 передвижных телевизионных станций и 35 современных телевизионных журналистских комплексов, 12 мобильных спутниковых станций, выездной олимпийский технологический комплекс для вещания самых значимых мировых спортивных событий.
Канал не раскрывает бюджет, но представители «Матч ТВ» отмечают, что он гораздо меньше называвшейся в СМИ цифры 25 млрд руб. в год. По данным канала, в 2016 году на покупку прав на трансляции будет потрачено 6,5 млрд руб. За три года канал рассчитывает выйти на операционную безубыточность. Сейчас он использует как собственные, так и заемные средства — подробности не раскрываются.
Главным источником дохода для канала останется прямая реклама, но зарабатывать также предполагается на платной подписке и спонсорских проектах. Именно наличие околоспортивных программ, которые продвигают активный образ жизни, делает канал интересным для рекламодателей в плане спонсорских проектов, когда реклама интегрируется в передачу. Первый такой контракт уже заключен — рекламодателем стал производитель спортивной одежды Reebok, ведутся переговоры с Coca-Cola.
Выйти на самоокупаемость на стагнирующем рынке «Матч ТВ» удастся, если канал будет активно наращивать долю на рынке, считает аналитик «ФК Открытие» Александр Венгранович. «Рынок сложный. В этом году не будет роста, в следующем году максимум 3% роста. Если восстановление и будет, то только в 2017 году. Команде «Матч ТВ» придется работать
в сложной рыночной конъюнктуре.
Но, возможно, канал урежет затраты на производство контента и будет более агрессивно наращивать долю рынка и расширять рекламный инвентарь, что может позволить ему выйти на самоокупаемость», — полагает эксперт.
Звездная команда
«Матч ТВ» сделал ставку на звездных ведущих, причем не только из мира спорта, но и из шоу-бизнеса. Программы ведут известные спортивные комментаторы Дмитрий Губерниев, Георгий Черданцев, Владимир Стогниенко, Василий Уткин и другие.
Женскую половину «Матч ТВ» представляют российская спортсменка и общественный деятель Алина Кабаева, гимнастка Мария Командная, фигуристки Татьяна Навка и Аделина Сотникова, сноубордистка Алена Заварзина, чемпионка России по тайскому боксу Анастасия Янькова, теннисистка Светлана Кузнецова, двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева, Тата Бондарчук, Софья Тартакова, Ляйсан Утяшева и многие другие.
Также к команде «Матч ТВ» присоединились российский футболист, нападающий санкт-петербургского «Зенита» и национальной сборной России Александр Кержаков, баскетболист, президент Российской федерации баскетбола Андрей Кириленко, двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Саутин и известный российский музыкант, шоумен Сергей Шнуров.
Сотрудничать с каналом «Матч ТВ» будут порядка 45 спортивных комментаторов и ведущих. Американский боксер Рой Джонс-младший также изъявил желание стать комментатором и аналитиком в передачах о боксе на канале, рассказали в «Матч ТВ». Сейчас Рой Джонс работает аналитиком и комментатором на американском канале HBO, его контракт истекает в конце этого года. Планируется, что Джонс займет такую же позицию на канале «Матч ТВ». Кроме того, он откроет свой цикл передач «Контендер», в котором будет тренировать российских ребят и отбирать из них самых лучших, чтобы они представляли страну на международной арене.
ведущая шоу «Все на матч!»
«Вся моя профессиональная жизнь так или иначе связана со спортом. Футбол и телевидение — две мои большие страсти. Телеканал «Матч ТВ» — масштабный, сверхамбициозный проект, частью которого мне очень приятно быть. На его создание и реализацию брошены лучшие силы в телепроизводстве и спортивной журналистике. Для меня было большой честью получить приглашение работать на этом канале. На спортивном телевидении я с 2007 года, начинала с футбольных телеканалов «НТВ-Плюс», которые стали для меня второй семьей. Сейчас все мои друзья и коллеги уже на «Матч ТВ», и я безумно счастлива, что воссоединилась с ними. «Матч ТВ» — это объединение всего того лучшего, что случилось со мной в профессии, возможность двигаться вперед, решая интересные задачи. На данный момент я задействована в прямом эфире в программе «Все на матч!», но в дальнейшем очень надеюсь, что смогу пробовать свои силы в авторских проектах. Моя главная профессиональная амбиция — это создание развлекательного футбольного контента. «Матч ТВ» — лучшая площадка для решения творческих задач. Уверена, все получится!»
хоккейный комментатор, ведущий «Континентального вечера»
«Надо честно признаться, что все мы — руководители, комментаторы, журна‑
листы спортивного телевидения — в последние годы не развивались. Индустрия в запущенном состоянии. «Матч ТВ» — не только профессиональный вызов, но и личностный. Спорт — дело всей моей жизни. Кому я буду нужен, если молодежь уйдет в виртуальные игры, симуляторы, киберспорт? И еще очень важный нюанс — мне невероятно понравилась масштабная студия нового канала. Я в такой никогда не работал. Может, наивно прозвучит, но работать в такой студии — счастье! Как только я в нее зашел, сразу понял, что хочу быть в команде «Матч ТВ».
ведущая утренних шоу «Ты можешь больше» и «Живи сейчас»
«Для меня это был очень ответственный и волнительный шаг, так как я дебютировала в таком масштабном проекте. Я думаю, что все без исключения давно ждали спортивный канал такого формата — и наконец-то это совершилось! «Матч ТВ» — это огромный шаг в приобщении людей к спорту и здоровому образу жизни, который был просто необходим в нашей стране. Это, наверное, во мне говорит чиновник, кем я являюсь по второму высшему образованию. Если говорить простыми словами, то я безумно счастлива оказаться на этом канале, и особенно в проекте «Ты можешь больше», который помогает людям развиваться и никогда не останавливаться на достигнутом, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства».
ведущий шоу «Культ тура»
«На спортивном телевидении, в особенности с созданием программ о спорте, в последнее время все было очень плохо, а очень хочется — даже как зрителю, — чтобы было хорошо. Коллеги могут закидать меня помидорами, но это так: в России замечательные спортивные комментаторы — их много, они абсолютно мирового уровня, — но при этом за последние полтора десятка лет у нас выходило всего несколько программ, которые соответствовали требованиям телевидения и просто времени. Попробовать делать такую программу — это, прежде всего, вызов самому себе. Совершенно не очевидно, что это у меня получится. Но совершенно очевидно, что у «Матч ТВ» в его нынешнем виде есть ресурсы и желание, чтобы такую попытку сделать».