«Маржинальность резко снизилась. Многие работали с целью сохранить долю рынка и поддержать связи с заказчиками, — комментирует Владимир Грибов, вице-президент, исполнительный директор ЛАНИТ. — Особенно тяжело пришлось небольшим узкоспециализированным компаниям: IT-аутсорсинг, коробочные поставки до одного миллиона рублей, консалтинг в области систем управления. Изменения условий оплаты отразились на сроках окупаемости проектов: они снизились в среднем до двух лет».
По оценкам Artezio, IT-бюджеты корпоративных клиентов за год сократились на 10–30%. «Исключение составляли госпроекты в рамках программы информатизации общества, которые обеспечивают значительную часть новых проектов на рынке заказной разработки ПО в России», — объясняет Павел Адылин, исполнительный директор Artezio.
IT-бюджеты 2015 года в основном оставались на рублевом уровне 2014 года, и этот тренд, скорее всего, переходит на 2016 год, считают в «Техносерве». «IT-директора внимательно смотрят на возможность замены мощностей (где гарантийная поддержка уже исчерпана) на полностью новые, но уже с учетом включенной в стоимость пятилетней гарантийной поддержки. Так, часть операционных расходов перетекает в кейсы, позволяющие экономить на OPEX в будущие периоды», — комментирует президент ГК «Техносерв» Сергей Корнеев.
На фоне возрастающих требований к эффективности IT и оптимизации IT-инфраструктуры увеличивался объем задач, решаемых собственными силами. «Если раньше стремились передать на аутсорсинг как можно больше функций, оставив за собой только управление и контроль, то сегодня заказчик больше задач сохраняет у себя», — комментирует Евгений Щепилов, управляющий директор компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»). Прежний страх инсорсинга сегодня как будто отступил перед общим врагом, кризисом.
«Хотя заказчики оптимизируют свои рублевые бюджеты на IT, они, безусловно, не могут сократить их до нуля, — отмечает Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок». — Они более внимательно подходят к каждому проекту, им важно увидеть быстрый эффект. Поэтому происходит увеличение количества проектов продолжительностью несколько месяцев и с конкретным результатом в виде экономии или прибыли». У заказчиков достаточно инфраструктуры, чтобы прожить на ней еще несколько лет, а значит, нужно внимательнее поддерживать техническое состояние имеющегося оборудования. Тут есть немаловажный нюанс — переходя на оборудование, произведенное на Востоке, российские заказчики ждут того же уровня сервиса, что и у западных производителей, настраивавших его 20–25 лет. Азиатские производители такой уровень пока не предлагают, и тут дорога одна — к интегратору, считает Борис Бобровников.
Волна оживления
Тема импортозамещения в значительной степени подбадривала рынок в 2015 году и, вероятно, станет более заметным драйвером в 2016-м. «Тренд действительно влияет на все сегменты рынка и в 2016 году сохранит свою важность, — подтверждает Евгений Щепилов. — Стимулом для IT-отрасли могут стать проекты по переносу производства оборудования в Россию, в том числе при участии зарубежных партнеров, не входящих в санкционные списки».
Оживление на рынке отечественного производства отмечают и в «Техносерве». Западные компании так или иначе участвуют в локализации производства в России — в первую очередь за счет OEM-соглашений. А российские расширяют свои продуктовые линейки. При этом растет спрос на решения Open Source. Риски таких внедрений снижаются по мере увеличения числа успешных проектов на рынке, считает Сергей Корнеев. Появляется больше специалистов, совершенствуются модели внедрения и сопровождения. Растет спрос на услуги миграции с проприетарных систем на открытые решения.
Однако, как считает Павел Адылин, импортозамещение в IT пока остается узким трендом в госсекторе и некоторых специализированных отраслях, например в ВПК или атомной энергетике. Впрочем, усиления активности в этом направлении игроки рынка ожидают во второй половине 2016 года. Возможно, к этому моменту будут доработаны и некоторые импортозамещающие продукты, готовность которых к массовой миграции скорее пока политическая, чем техническая.
Новые потребности
По большому счету заказчики не хотят чего-то принципиально нового — им нужно разобраться с закупленным оборудованием и ПО и оптимизировать его. Это обеспечивает рост спроса на аудит IT-инфраструктуры. «На первый план для корпоративных IT выходит требование гибкости, быстроты реакции на изменения. Это обусловило повышенное внимание компаний к IT-аутсорсингу и услугам из ЦОД сервис-провайдеров не только как к способу перевести CAPEX в OPEX, но и как возможности быстро развернуть новую IT-услугу, масштабировать ресурс по требованию, получить квалифицированную поддержку информационных систем, — отмечает Андрей Шапошников, заместитель директора технического центра компании «Инфосистемы Джет». — Востребованы услуги поддержки эксплуатации систем, построенных на базе продуктов с открытым кодом».
Много нестандартных, новых потребностей, как считают в «Крок», появляется в промышленном секторе. Здесь реализуются проекты, направленные на снижение себестоимости собственной продукции, повышение эффективности основной деятельности, совершенствование логистики, оптимизацию учета, консолидацию казначейства и управление финансами. Борис Бобровников также обращает внимание на «феерическую активность по внедрению IT в области строительства, которая традиционно обходила информационные технологии стороной. Однако до вступления в силу в 2019 году указа премьер-министра Дмитрия Медведева по обязательному использованию технологии информационного моделирования BIM (Bulding Information Modelling) остается не так много времени, и компании начали активно пилотировать проекты с ее применением. Уже первые внедрения показывают существенное сокращение сроков строительства и экономию 30–50% времени не только на проектирование, но и настроительство».
Евгений Щепилов добавляет, что стало больше контрактов с фиксированной стоимостью, позволяющей застраховать риски и инвестиции заказчиков от колебаний валютного рынка и спроса, с поэтапной оплатой или постоплатой. Частой практикой становится SuccessFee — подход, при котором оплата за проект ставится в зависимость от его результата.
В компании «Крок» отмечают, что меняются сами заказчики — им важен SLA сквозь призму бизнес-процессов. Все чаще автоматизируются именно бизнес-критичные процессы, и в IT-задачи все больше погружены топ-менеджеры и даже владельцы компаний. Это неизбежно ведет к более высокому эффекту от внедрения — сама постановка задачи более высокого уровня помогает добиваться более высокого результата.
Из глобальных IT-трендов в России наиболее явно заметен фокус на миграцию в облака. Переход становится более массовым за счет обещаемого ценового преимущества в условиях сокращения бюджетов. В Oracle в этой связи отмечают переключение IT-инвестиций с традиционных дата-центров на использование облачной модели, а также рост спроса на технологии для разработки и создания облачных решений (например, опция мультиарендности Multitement в новейшей версии Oracle Database 12с). Согласно статистике вендора, за последние полгода количество клиентов по SaaS-решениям выросло почти на 1,5 тыс., а по PaaS-решениям — более чем на 2,1 тыс. При этом с начала 2016 года корпорация набирает 1,4 тыс. новых специалистов для продаж облачных решений в регионе EMEA. По прогнозам Марка Херда, CEO Oracle, к 2025 году 100% новых разработок и тестирований будут выполняться в облаке, а также все корпоративные данные будут размещены в облаках.
Трансформация IT-бизнеса
На глобальном рынке компании стремятся не угадывать, а формировать тренды. Здесь важную роль играют постоянные инвестиции в развитие новых технологий — например, у Oracle они составляют более $5 мрлд ежегодно. В России, пока рынок стагнирует и предпосылок для оптимистичных прогнозов нет, нужно проявлять максимальную гибкость, встраиваясь в новые условия. Побеждает тот, кто может предложить интеллектуальные услуги и собственные продукты. Так, «Техносерв» (показавший рост на 14,7%) сегодня изменяет бизнес-модель, существенно развивая направление IT-сервиса и аутсорсинга, а также собственную линейку продуктов. Как наиболее интересные рынку Сергей Корнеев отмечает решения «Техносерва» по автоматизации тестовых сред и мониторингу IT-инфраструктуры, а также большую собственную разработку по направлению «Безопасный город».
IT-компании, как и любой другой бизнес, заинтересованы в оптимизации своей деятельности, считает Владимир Грибов. ЛАНИТ также смог вырасти в 2015 году за счет сокращения затрат, которые не работают на прибыль, оценивая риски, отслеживая загрузку и эффективность сотрудников. Интегратор вывел на рынок новый консалтинговый бренд («Консист Бизнес Групп»), объединив свою практику с активами группы «Систематика», а также консолидировал пермского интегратора ИВС. «Дочка» Treolan начала производить мобильные устройства под торговой маркой Irbis и уже к четвертому кварталу заняла более 12% российского рынка планшетов (данные IDC).
«Если ты не меняешься под рынок, то обречен на вымирание, — резюмирует Борис Бобровников. — Именно поэтому ценны такие конкурентные преимущества, как мобильность и быстрота принятия решений. Кризис — это площадка для креатива и роста наших возможностей, усиления компетенций. Мы активно расширяем свое портфолио производителей, причем и за счет небольших no name вендоров. Понятно, что это определенные технологические риски, но в кризис IT-компании больше рискуют, потому что на кону эффективность и выживаемость крупных заказчиков».