— Можно ли считать импортозамещение трендом 2015–2016 годов на российском рынке IT?
— Основной драйвер импортозамещения — это экономия денег. Коммерческие компании и госсектор вынуждены сокращать бюджеты на информационные технологии. При этом большинство потребителей IT уже не могут закупать западные продукты, которые сильно подорожали. Поэтому, конечно, 2015 год прошел под знаком импортозамещения. Игроки старались приобретать российское ПО. На базе отечественных разработок чаще всего инициировались проекты. Однако целенаправленной и массовой замены уже внедренных аппаратно-программных комплексов на российские аналоги пока не произошло.
Другая ситуация сложилась в сегменте IT-услуг — их в основном оказывают отечественные компании. Можно считать, что здесь импортозамещение произошло давно.
— В каких сегментах, на ваш взгляд, позиции российских разработчиков сегодня наиболее сильны?
— У нас сложилась очень хорошая, на мой взгляд, школа разработки ПО на заказ. Российские компании занимаются этим направлением достаточно давно и качественно. На примере AT Consulting могу сказать, что спрос на заказную разработку только усилился — в 2015 году мы показали рост, несмотря на кризисные явления в экономике. В этой области работают отличные меры стимулирования, которые помогают развиваться, — налоговые льготы, отсутствие НДС на продажу ПО.
В сфере производства готовых продуктов ситуация пока иная. Здесь мер по стимулированию недостаточно, а принятый закон об импортозамещении еще не начал работать. Исторически у нас есть собственные системы безопасности, свои аналоги ERP или CRM. Российские продукты, безусловно, готовы к масштабному использованию. Принципиально они не хуже иностранных, если сравнивать реальные возможности. При этом 80% цены на западные решения составляет маркетинговая накрутка. Она нужна, чтобы развивать продукт, особенно за пределами России. Однако в нынешних экономических реалиях ни одна компания у нас не может себе позволить такой маркетинг.
— Насколько российский заказчик готов мигрировать на отечественные продукты?
— На данный момент скорее не готов. Здесь несколько факторов. Во-первых, проблема восприятия — зачастую нужен первый большой успех, чтобы продукт завоевал репутацию среди широкого круга заказчиков. Во-вторых, проблема возврата инвестиций. Миграция с внедренных западных систем на отечественные аналоги в больших организациях — это история с окупаемостью в три—пять лет, за год не получится. А в текущей ситуации инвестиции в проекты с подобной окупаемостью далеко не всегда очевидны. Так что миграция с ранее установленных систем — очень большая редкость, даже среди имиджевых проектов.
Рынок занял выжидательную позицию. Как известно, у любого программного продукта есть свой жизненный цикл использования. Со временем западное ПО будет выведено из эксплуатации естественным образом, за давностью лет. Либо же макроэкономическая ситуация в целом переменится и задаст какой-то иной вектор развития IT.
— У АТ Consulting какая позиция в отношении импортозамещения?
— Мы активно продаем услуги по разработке на заказ и уже давно используем в своих проектах свободное программное обеспечение (СПО). Таким образом, наша политика импортозамещения продолжается более пяти лет.
Бизнес AT Consulting сосредоточен на услугах — массового производства коробочных продуктов мы не планируем. Мы видим повышение спроса на услуги и считаем себя бенефициарами сложившейся рыночной ситуации благодаря курсу на импортозамещение в стране.
— Какова доля собственных разработок в вашем портфеле?
— До 2008 года мы работали только с чужими решениями. Сегодня доля внедрений на базе собственных продуктов у нас составляет примерно 30%, при этом она ежегодно растет.
— А доля российских разработок на рынке IT-услуг?
— Этот показатель зависит от того, считать ли лицензии. На них тратится львиная доля бюджетов. Соответственно, с учетом лицензий доля российских разработок составит около 20%, а без их учета, вероятно, 50%.
Если взять Соединенные Штаты, то там речь идет о 80–90% локальных разработок — точнее, разработок под брендом США, которые могут быть сделаны и на аутсорсинге в Индии. В Германии на рынке бизнес-приложений доминирует SAP, а в сегменте офисного софта СПО теснит позиции Microsoft. Другими словами, развитые страны стремятся к использованию собственных продуктов. На мой взгляд, логично, что информатизация российских госструктур должна проходить с помощью российских продуктов и силами российских компаний, ведь речь идет о национальных интересах. Бюджет страны должен тратиться только на отечественные продукты. Но вот в коммерческом секторе должна быть открытая конкуренция.
— Будет ли доля отечественных продуктов нарастать? Насколько форсирование такого спроса целесообразно?
— Нарастать будет. Форсирование здесь возможно только при жестких законодательных мерах — если все будут обязаны мигрировать на отечественное ПО немедленно. Однако, на наш взгляд, любой поступательный процесс более правильный, чем процесс жесткий.
В любом случае в России все развивается быстро. Если закон об ограничении госзакупок иностранного ПО заработает, уже через три года отечественные разработки будут доминировать.
— Каков риск появления на рынке «муляжей» — плохо работающих и малоконкурентоспособных решений, рост продаж которых будет определяться только политическим фактором?
— Экономическая ситуация такова, что IT-бюджет тратится, только когда заказчик реально заинтересован в результате. Никому не нужен «муляж», если, конечно, речь не идет о коррупционном сговоре. Если компания-разработчик обманет, то это закончится судебным разбирательством и большими проблемами.
Вероятно, будет много попыток продать «муляжи». Надо понимать, что и со стороны западных компаний таких попыток не меньше, а столько же или даже больше. Однако российский заказчик уже хорошо образован и продать ему скисшее молоко будет очень тяжело.
— Что принципиально изменится на российском IT-рынке в контексте импортозамещения в ближайшее время?
— Госорганы будут достаточно интенсивно переходить на разработанные в России решения. На базе этого сформируется практика. В результате коммерческие структуры начнут серьезнее относиться к отечественным продуктам, разработчики которых будут активнее конкурировать за заказчика. Благодаря чему, по нашим ожиданиям, появится достаточное количество российских продуктов, которые будут востребованы и в других странах. То, что сейчас происходит на рынке, безусловно, даст толчок для развития бизнеса разработчиков не только в России, но и по всему миру.