Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

РИФ и Рунет: цифровой скачок

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Российский интернет-форум (РИФ) состоится в этом году в 20-й раз. Мероприятие и сама интернет-отрасль заметно изменились за минувший период. Рунет стал полноценной отраслью экономики страны, но по-прежнему сохраняет высокую динамику развития.

Онлайн сегодня присутствуют более 70% населения России, отмечают эксперты исследовательской компании GfK. Глобально уровень проникновения интернета составляет около 60%, по данным ассоциации GSMA. При этом в Западной Европе данный показатель превышает 79%, в Северной Америке — 70%, в Азии — 45%, странах Ближнего Востока — 54%.

Рост аудитории интернета в России в 2015 году происходил преимущественно за счет увеличения доли пользователей среднего и старшего возраста. Проникновение среди молодых россиян (16–29 лет), по данным GfK, составляет уже 97%. Именно в этом сегменте аудитории самая высокая доля пользователей, выходящих онлайн со смартфонов (70%) и планшетов (35%).

Точка отсчета

РИФ и Рунет: цифровой скачок
В 1997 году, когда впервые прошел интернет-форум РИФ, аудитория Рунета составляла около 1 млн человек, а количество онлайн-пользователей в мире оценивалось примерно в 100 млн. Количество российских сайтов составляло 5 тыс., на них было размещено около 4 Гб текста. Российская интернет-отрасль 20 лет назад генерировала оборот в $50 млн. Сегодня она консолидирует шестую часть всей экономики страны.

Именно с 1997 годом связывают начало наиболее динамичного роста Рунета. Как раз тогда появилась «Лаборатория Касперского» и была запущена поисковая система «Яндекс». Через год на Yandex.ru впервые появился контекстный баннер, чтобы показывать рекламу, которая не просто не мешала пользователю, а, наоборот, помогала найти то, что нужно. За последние пять лет стоимость «Яндекса» увеличилась почти в семь раз. Это одна из самых дорогих компаний Рунета, которая в сутки получает до 265 млн поисковых запросов.

В свою очередь, «Лаборатория Касперского» входит в четверку ведущих мировых производителей программных средств защиты информации. Решения компании в 2015 году отразили 798 113 087 атак, проводившихся с интернет-ресурсов, размещенных в разных странах мира. Антивирус задетектировал 4 млн вредоносных и потенциально нежелательных программ на компьютерах пользователей.

Спустя год, в 1998-м, открылась почтовая служба Mail.ru. В отличие от предшествующих попыток создания такого сервиса в российской сети (Extranet и Pochta.ru) проект оказался удачным, и сейчас Mail.ru — одна из крупнейших российских интернет-компаний.

В том же году был осуществлен первый перевод Webmoney — первой в Рунете общедоступной системы электронных платежей.

Бурные нулевые

Регистратор доменных имен Ru-Center начал работу в 2001 году. Это первая российская компания, ставшая уполномоченным ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers; создана при участии правительства США для регулирования вопросов, связанных с доменными именами, IP-адресами и т.д.), российским регистратором в международных доменах общего пользования. В 2015 году количество доменов в зоне.ru превысило 5 млн.

Тогда же стартовала русская «Википедия». Первая правка на странице HomePage была сделана Ларри Сэнгером, жителем Ижевска. Сегодня количество статей в русскоязычном разделе превышает 1,3 млн.

В 2001 же году «Яндекс» запустил первую в Рунете систему размещения контекстной рекламы. Именно контекстная реклама позже стала основной бизнес-моделью компании.

В 2002-м открылся сервис контекстной рекламы «Бегун». Он первым предложил рекламодателю аукционное ценообразование и оплату за переход, что в дальнейшем стало основной моделью для большинства рекламных сервисов. В 2008 году Google объявит о покупке «Бегуна» за $140 млн, однако сделка будет заблокирована ФАС.

В 2003-м вышло постановление, обязующее все органы власти создать сайты. Через год была проведена первая церемония «Премии Рунета». Всего за 12 лет вручено 99 статуэток.

В 2005 году появилась социальная сеть «МойКруг». Она стала первой русскоязычной социальной сетью, направленной на установление деловых контактов между людьми.

В 2006-м было объявлено о запуске социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте». Первая сеть к 2015 году фиксировала аудиторию 51 млн в сутки и 300 млн просмотров видео ежедневно. В свою очередь, «ВКонтакте» сегодня — это более 350 млн пользователей, из которых более 81 млн заходят на сайт ежедневно, открывая более 2,6 млрд страниц.

В том же году у интернет-сообщества появилась профильная ассоциация РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций). Основной целью ассоциации является обеспечение и защита интересов игроков интернет-рынка. Сегодня в РАЭК входят 150 организаций.

В 2008 году Россия официально заявила о своем желании получить кириллический домен верхнего уровня. Затем в 2009-м началось активное внедрение стандартов 3G и 4G. Тогда же Россия была признана самой «ваймаксоризированной» страной в мире.

В 2010 году Yota официально запустила в России сеть LTE. Тестовый запуск первой в России сети нового стандарта связи состоялся в Казани. Абонентам стал доступен интернет на скорости 20–30 Мбит/с. В Казани было установлено около 150 базовых станций, а инвестиции в развертывание сети LTE составили $20 млн.

В 2011 году Россия стала европейским лидером по количеству интернет-пользователей, сместив Германию на вторую строчку. Аудитория Рунета, по данным аналитической компании comScore, за сентябрь 2011 года составляла 50,8 млн человек.

2012 год был ознаменован началом работы Единого реестра запрещенных сайтов. Против возможности блокировать интернет-ресурсы без решения суда выступили «Яндекс», «ВКонтакте» и русская «Википедия», однако в итоге закон приняли. На сегодня в реестре более 25 тыс. записей о запретах.

В 2013-м PayPal, один из мировых лидеров в сфере платежей и переводов средств через интернет, начинает работать с рублевыми переводами. Российские пользователи получают возможность проводить онлайн-платежи, отправлять, получать и переводить деньги в рублях на свои счета в российских банках.

В 2014-м запускается национальная поисковая система Российской Федерации «Спутник». Уже через год посещаемость портала «Спутник» превышала 3 млн пользователей в месяц.

В 2015 году создается Институт развития интернета (ИРИ) в целях развития отрасли современных технологий в России (интернет, софт и медиа). Ключевым проектом ИРИ является разработка долгосрочной Программы развития российского сегмента сети интернет и связанных с ней отраслей экономики. Институтом привлечены 1,2 тыс. экспертов для работы над «дорожными картами».

В 2016 году российскую интернет-отрасль ожидает много изменений. Вопросы регулирования, трансформации бизнеса и моделей монетизации выходят на первый план. Внимание сообщества направлено на поиск оптимальных решений в сложившихся обстоятельствах.

РИФ и Рунет: цифровой скачок

Рыночный расклад «Интернет-отрасль будет драйвить экономику»
Скачать Содержание
Закрыть