![Фото: Lori](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/8/66/804605274498668.jpg)
По данным исследовательской компании GfK, аудитория российского интернета за 2015 год выросла на 4 млн человек и достигла 84 млн. Аналитики связывают такие темпы с растущей популярностью мобильных устройств: за год использование интернета на смартфонах выросло более чем вдвое. На начало текущего года уровень проникновения мобильного интернета в России оценивался в 66% (2G/3G/4G). В 2014 году 17,6% россиян выходили в интернет со смартфонов и 8,4% — с планшетов. В 2015 году их доля, по оценке GfK, увеличилась до 37,2 и 19,2% соответственно.
Последние два года аудитория Рунета растет исключительно за счет мобильной составляющей, подтверждает Карен Казарян, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). «Пройдет еще немного времени, и мобильные устройства станут основными устройствами потребления контента: пользователи будут проводить за ними гораздо больше времени, чем теперь, несмотря на то что даже сейчас средний пользователь не расстается с гаджетами несколько часов в день», — считает эксперт.
![Всеобщая мобилизация](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/2/35/804605285421352.png)
Во всем мире, по оценке аналитической компании Forrester, мобильными устройствами в 2016 году пользуются 4,8 млрд человек. Время, которое с их помощью проводится онлайн, по данным GlobalWebIndex, уже начинает превышать показатели других устройств. Темпы проникновения мобильного интернета наиболее динамичны в странах, где уровень интернет-охвата до недавнего времени был небольшим — например, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.
Все больше разработчиков приложений обращаются к мобильной коммерции — по мере роста числа покупок, совершенных с помощью смартфонов или планшетов. В США доля мобильных покупок уже превышает 30%, в России она, по данным компаний Hermes Group и Criteo, составляет 10–20%. Объем российского сегмента m-commerce оценивается в 140 млрд руб. По прогнозам Forrester, объем транзакций мобильной коммерции составит в 2016 году более $142 млрд и охватит около 50% всей экономики.
По оценкам электронной платежной системы PayPal, мобильные устройства используются для покупок в России в среднем 2,6 раза в месяц. Для сравнения: в Западной Европе — три раза. Растет не только число людей, которые совершают покупки при помощи смартфонов или планшетов, но и частота таких покупок — на 35% в год. Однако переход на мобильные платежи только начинается, и преимущественно люди используют мобильные устройства для некрупных покупок.
![Всеобщая мобилизация](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/3/46/804605285538463.png)
Мобильная «экономика» не совсем закрепилась. Пользователи лишь изучают товары на мобильных устройствах, но значительно реже покупают их таким путем, резюмирует Карен Казарян. По его словам, форматы мобильной рекламы в мобильных версиях сайтов и приложений не устоялись, а стоимость клика или показа там еще очень низкая. «Большую часть доходов получают единицы компаний-разработчиков. Предстоит многое сделать, чтобы мобильные платформы стали приносить такие же деньги, как десктоп», — считает эксперт.
В исследовании «Экономика Рунета 2015–2016» отдельно будет выделена «мобильная» составляющая по каждому из рассматриваемых рынков.