Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Опасное сближение

Фото: Fotolia/Photoxpress
Фото: Fotolia/Photoxpress
Цены на внутренние авиаперевозки подтянутся к уровню международных.

Для отечественного рынка авиаперевозок 2015-й оказался худшим за последние годы. В течение пяти лет общий трафик российских аэропортов в среднем прирастал более чем на 15%. Но в 2015 году, по данным Росавиации, было перевезено 98,8% от уровня 2014 года — 92,1 млн пассажиров. При этом международные перевозки сократились на 15,8%, в общей сложности российские авиакомпании на международных направлениях перевезли лишь 39,5 млн пассажиров.

Избежать обвала совокупных статистических показателей по отрасли удалось за счет внутренних перевозок, которые по итогам года увеличились на 13,6%, до 52,6 млн человек. Однако, по мнению экспертов, эта статистика не отражает реального положения дел.

Узловой вопрос

В прошлом году усугубилась такая проблема отечественного авиарынка, как концентрация перевозок в Московском авиаузле. На аэропорты Домодедово, Внуково и Шереметьево пришелся рекордный объем перевезенных пассажиров — 77,58 млн, что составляет более 80% от суммарного показателя по стране. Это худший результат в истории современной России. До этого самые высокие уровни концентрации пассажиропотока наблюдались в 2000 и 2009 годах. Но и тогда они не достигали 77% от общего числа перевозок.

С 2009 года российские власти пытались развивать региональные перевозки (подробнее о состоянии аэропортовой структуры в стране — в материале «Сетевая деформация»). Иностранные авиакомпании начали открывать в ряде крупных региональных аэропортов международные рейсы, в результате по итогам первых восьми месяцев 2014 года уровень концентрации перевозок в трех столичных аэропортах снизился до 72%. Но и этот показатель нельзя назвать успешным. Для сравнения: лишь 27,3% от 914,7 млн перевезенных пассажиров приходится на крупнейшие аэропорты Китая, которые к тому же расположены в разных городах — Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Тем не менее даже скромные достижения российских авиационных чиновников оказались сведены к нулю. Пассажиропоток, сформированный туроператорами для прямых региональных рейсов, частично возвращен в Москву, объясняли СМИ представители Домодедово.

Дальнейшая концентрация трафика в Московском авиаузле привела к искусственному росту статистических данных по объему внутренних перевозок. Эксперты считают, что фактически речь не идет об увеличении числа потребителей услуги. Просто один и тот же пассажир учитывается в статистике дважды за одну перевозку: вначале, когда летит до Москвы, а потом — при перемещении до окончательного пункта назначения. С такой оценкой, в частности, согласен исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Кроме того, что куда важнее, для большинства региональных перевозчиков «доходные» международные пассажиры фактически стали внутренними. В прошлом году доход авиакомпании с каждого перевезенного международного пассажира был в среднем на 25–30% выше, чем сегодня.

«Наибольшую выгоду от концентрации перевозок в Московском авиаузле получили крупные перевозчики, которые могут за счет собственных бортов или самолетов дочерних компаний подвозить пассажиров из регионов в Москву и пересаживать на собственные же внутренние или региональные рейсы. По сути, в России сейчас есть лишь две такие группы компаний — «Аэрофлот» и «Сибирь», — рассуждает исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Остальные же региональные перевозчики сейчас теряют прибыль и превращаются в «подносчиков снарядов» для лидеров.

Прогнозы на 2016–2017 годы ни пассажирам, ни большинству перевозчиков, за исключением «Аэрофлота», оптимизма не внушают.

Рентабельность практически всех компаний продолжает падать. По данным президента Транспортной клиринговой палаты (ТКП) Александра Русса, себестоимость пассажирских авиаперевозок за последний год выросла на 21%. И дело не только в увеличивающихся расходах на топливо. Стоимость керосина (с услугой заправки) к концу прошлого года действительно подросла на 6,3%. Но доля топливных расходов в общей структуре себестоимости перевозчиков в то же время снизилась с 29,4 до 23,6%. Причина в том, что значительно увеличились расходы авиакомпаний в аэропортах: в январе 2016 года серьезно выросли ставки и сборы за обслуживание перевозчиков — как регулируемые государством, так и устанавливаемые аэропортами самостоятельно. По оценкам ТКП, основанным на результатах опроса авиакомпаний, в результате их расходы по итогам года могут вырасти на 10–15 млрд руб.

Политика сдерживания

В текущем году, считают эксперты, может пройти вторая волна повышения цен на услуги авиаперевозчиков.

Первое повышение произошло после банкротства одного из лидеров рынка — авиакомпании «Трансаэро». Большая часть привлекательных рейсов «Трансаэро» досталась «Аэрофлоту», который к концу года со своими «дочками» («Победой», «Авророй» и «Россией») начал работать на многих международных и внутренних направлениях практически безальтернативно.

В первую очередь билеты подорожали на многие международные маршруты.

2015 год стал годом массового «бегства» международных перевозчиков из России. Часть из них объявила о существенном сокращении числа рейсов и маршрутов — Finnair, Lufthansa и др., часть полностью прекратила авиасообщение — Nikki, Air Berlin, Delta, Thai, Cathay Pacific и др. Однако Delta сообщила, что планирует возобновить полеты из Москвы в Нью-Йорк. Как известно, сегодня на этом направлении работает только «Аэрофлот». Его цены (от 34 тыс. руб.) показались Delta достаточными, чтобы летать даже с неполной загрузкой.

На внутреннем рынке «Аэрофлот» действовал аккуратнее, хотя Федеральная антимонопольная служба (ФАС) зафиксировала повышение цен на авиабилеты по отдельным направлениям в два и даже в три раза. Однако до масштабного разбирательства дело так и не дошло. «Значительную часть мест, которые «Аэрофлот» ранее предлагал по базовым тарифам, осенью «забрали» пассажиры, у которых на руках были билеты «Трансаэро». Величина тарифа за предыдущий год сильно не изменилась, но на некоторых линиях самые доступные билеты быстро кончились. Частично это объясняет мягкость позиции ФАС», — поясняет Олег Пантелеев.

В 2016 году более существенного повышения базового тарифа на внутренних линиях уже не избежать. «Подорожание может составить до 30–40%. И во многом оно будет обоснованным. Ведь авиаперевозчики несут значительные расходы именно в валюте. На международных рейсах стоимость билетов в 2015 году подскочила почти вдвое, а на внутреннем рынке снизилась в среднем на 15–20%. Стоимость международных и внутрироссийских перелетов начнет сближаться», — делится своими расчетами директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.

У чиновников не так много способов сдержать ожидаемый рост цен. Скорее всего, власти понизят НДС для внутренних перевозок с 10% до нуля, это решение уже согласовывается ведомствами. Многие направления субсидируются из бюджета, но льготные билеты быстро кончаются. Например, в середине апреля еще вполне реально было приобрести билеты на субсидированные рейсы Москва — Симферополь на 16–23 мая. В среднем они стоят в зависимости от перевозчика 8–8,5 тыс. руб. А вот на более популярные даты таких билетов уже нет. Скажем, на 11–18 июля та же поездка обойдется уже в сумму от 16 тыс. руб.

Правда, чиновники пошли на хитрость и фактически разрешили продажу невозвратных билетов, в стоимость которых не входят багаж и бесплатное питание. По ним пассажиры смогут провозить только ручную кладь, а за место в багажном отделении придется доплачивать. Стоимость места багажа варьируется в зависимости от перевозчика. Например, у «ЮТэйр» такой билет в среднем почти на 1,5 тыс. руб. дешевле обычного экономкласса. У «Сибири» тариф с багажом и возможностью бесплатного выбора места в салоне дороже на 1 тыс. руб. и более. У «Победы» доплачивать придется не только за багаж, но в большинстве случаев за ручную кладь, за возможность оплатить билет банковской картой и прочее. Как следствие, минимальные дополнительные платежи к стоимости билета легко могут превысить 3 тыс. руб.

Во что обойдется полет на таких рейсах, понятно уже сейчас. Например, стоимость билета Москва — Сургут на 16–23 мая у «Победы» будет начинаться от 8,85 тыс. руб., а у «ЮТэйр» — от 9,2 тыс., что соответствует ценам уровня 2015 года. Однако в реальности перелет выйдет дороже хотя бы потому, что большинство пассажиров летают с багажом. Как признают в авиакомпаниях, в первые месяцы после появления «безбагажного» тарифа его заказывал чуть ли не каждый второй пассажир, но потом его популярность заметно снизилась.

Практически все эксперты сходятся в том, что «Аэрофлот», а за ним и остальные перевозчики будут сдерживать свои намерения поднять цены до сентябрьских выборов в Государственную думу, после чего билеты могут подорожать на 10–15% к сегодняшнему уровню. Отсрочка повышения цен может обернуться новыми банкротствами в отрасли. «Аэрофлот» может позволить себе подождать, а многие региональные перевозчики — нет. «В Росавиации признают наличие порядка шести перевозчиков (их названия держатся в тайне), которые уже входят в зону риска. Их число может увеличиться. Полностью банкротств среди авиакомпаний, скорее всего, не избежать», — резюмирует Борис Рыбак.

Решения Движущая сила
Скачать Содержание
Закрыть