Решения , Весь мир ,  
0 

Движущая сила

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Международный спрос на российские вертолеты подогревает интерес к перспективным отечественным двигателям. У наших компаний появилась возможность расширить свое участие в производстве российско-китайского AHL. Игорь Нилин
Отечественные вертолеты всегда пользовались устойчивым спросом как на российском рынке, так и за рубежом. Российским производителям удается договариваться не только о прямых поставках, но и совместных производственных проектах с зарубежными партнерами.

Так, в прошлом году власти России и Индии договорились об организации в этой стране производства легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т и его модификаций. Соглашение предусматривает также обслуживание, эксплуатацию, ремонт вертолетов и обеспечение их технического сопровождения. Всего на данной площадке может быть произведено порядка 200 единиц техники.

Другой крупный международный проект — российско-китайский вертолет AHL (Advanced Heavy Lift). Предварительное соглашение о его производстве было подписано в 2015 году. Это геликоптер грузоподъемностью порядка 12–14 т. Фактически это промежуточный вариант между средним и тяжелым классами. В России данную нишу совместно закрывают средние вертолеты серий Ми-17, Ми-38 и Ми-26 грузоподъемностью 4–5, 5–6 и 20 т соответственно.

Прямого отечественного аналога у AHL нет. В восьмидесятые—девяностые годы в ОКБ им. Миля занимались проектированием геликоптера грузоподъемностью 10–12 т. Однако работы по проекту были приостановлены во многом из-за отсутствия спроса на эту модель на внутреннем рынке.

Для проекта AHL российская сторона изначально должна разработать ряд элементов (в том числе трансмиссию, хвостовую часть). Но сейчас у отечественных компаний появилась возможность расширить свое участие в производстве AHL. Причем шанс представился производителям двигателей. В последние 10–20 лет позиции отечественных двигателестроителей на внешних рынках по объективным причинам стали слабее. И сейчас появилась возможность их укрепить.

Изначально предполагалось, что AHL будет оснащаться украинскими двигателями Д-136-2 производства «Мотор-Сич», имеющими хорошую репутацию на рынке. Этот агрегат, в частности, устанавливается на вертолет Ми-26. Но участие украинского завода в российско-китайском проекте стало невозможным из-за введенного в 2014 году киевскими властями запрета на поставку в Россию продукции военного и двойного назначения.

В настоящее время речь идет о возможности использования двигателя ПД-12В, который будет разработан Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). ПД-12В планируется создать на базе газогенератора ПД-14 — турбовентиляторного мотора, спроектированного для перспективного узкофюзеляжного самолета МС-21. Новый двигатель изначально разрабатывался в качестве замены Д-136 для оснащения вертолетов Ми-26, и по соображениям национальной безопасности он будет создан в любом случае.

Однако с экономической точки зрения создавать новый двигатель в расчете только на российский рынок — это получить неокупаемый проект, признают в ОДК. Поэтому для снижения рыночных, финансовых и технологических рисков в настоящее время совместно с китайскими партнерами прорабатывается вопрос сотрудничества по созданию двигателя на базе ПД-12В в классе мощности 10–12 тыс. л.с. для тяжелого вертолета AHL. Выход на внешние рынки даст возможность значительно улучшить экономику программы.

Как пояснили в ОДК, современная конструкция двигателя ПД-12В на базе газогенератора ПД-14 позволит достичь эксплуатационных параметров, превосходящих украинский аналог. Будут расширены условия базирования вертолета за увеличения возможности поддержания мощности в условиях высокогорья и жаркого климата, снижен удельный расход топлива, уменьшено количество деталей и одновременно повышены их основные ресурсные показатели.

Компетенция Сетевая деформация
Скачать Содержание
Закрыть