Компетенция , Весь мир ,  
0 

Сетевая деформация

Фото: Сергей Пивоваров/РИА Новости
Фото: Сергей Пивоваров/РИА Новости
Для России c ее протяженной территорией транспортная инфраструктура является жизненной необходимостью. Особую роль играют аэропорты и авиаперевозки, которые должны выполнять не только транспортную, но и социальную функцию, связывая регионы, области, районы. Тем не менее инфраструктурная сеть сильно деформирована, а ее развитие, равно как и стагнация, происходит неравномерно.

Московские аэропорты выступают локомотивом развития всей аэропортовой инфраструктуры страны. К Домодедово, Шереметьево и Внуково в скором времени добавится четвертый международный аэропорт — Раменское. Так, к чемпионату мира по футболу 2018 года в Шереметьево планируется запустить третью взлетно-посадочную полосу (ВПП), стоимость которой оценивается в 35,5 млрд руб., финансирование предусмотрено из государственных средств. Кроме того, планируется реконструкция всей северной части аэропорта, которая за счет расположения двух существующих ВПП практически отрезана от основных терминалов и станции «Аэроэкспресса». Эту проблему планируют решить за счет строительства межтерминального подземного метро протяженностью 2,1 км, что обойдется в 19 млрд руб. Об этом на национальной выставке аэропортовой инфраструктуры NAIS-2016 рассказал главный инженер Шереметьево Евгений Тумель.

Не менее амбициозные планы (правда, за свой счет) реализует и аэропорт Домодедово. Несмотря на арест собственника аэропорта Дмитрия Каменщика, Домодедово пока не намерено отказываться от масштабных инвестиций. Согласно пресс-релизу компании, за последние 20 лет объем инвестиций аэропорта составил 50 млрд руб. В 2016 году завершится реконструкция западного сегмента терминала Т1 совокупной стоимостью более 20,5 млрд руб. Кроме того, в текущем году будет осуществлен первый этап реконструкции центральной заправочной станции. До 2020 года финансовые вложения в проект составят 1,7 млрд руб.

Четвертый столичный международный аэропорт Раменское в Жуковском готовится к запуску. Как рассказал генеральный директор оператора аэропорта «Рампорт Аэро» Томас Вайшвила на выставке NAIS-2016, уже в текущем году Раменское обслужит 2 млн человек, а весь комплекс будет готов к 2020 году.

Интенсивность работ по развитию инфраструктуры столичных аэропортов не снижается, несмотря на экономический кризис, в результате которого снизилась мобильность населения, а значит, и загруженность аэропортов. По оценке Дениса Нуждина, который на момент выступления на NAIS-2016 был управляющим директором компании «Домодедово коммершл сервисиз», совокупное падение прибыли аэропортов Московского авиаузла (МАУ) в 2015 году составило 6 млрд руб. Основные причины — закрытие популярных бюджетных туристических направлений Египта и Турции, а также полное прекращение авиасообщения с Украиной. Рост курса валют также сказывается на мобильности путешественников — по итогам 2015 года пассажиропоток иностранных авиакомпаний в МАУ просел в два с половиной раза по сравнению с 2014-м (подробнее см. «Опасное сближение»). В целом по стране наблюдается аналогичная динамика, с поправкой на неравномерность распределения пассажиропотока в регионах.

Пока кризис не проник во все сферы экономики и не отразился на реальном уровне жизни, аэропорты крупных региональных центров — на Урале, в Поволжье, Краснодарском крае — переживали период интенсивного развития и стабильного трафика. Новые терминалы появились в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, специально к Олимпиаде — в Сочи. В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу идет строительство нового аэропорта в Ростове-на-Дону.

Стабильный пассажиропоток из регионов по международным направлениям позволял открывать новые прямые рейсы. Например, в 2014-м из четырех аэропортов, входящих в холдинг «Аэропорты регионов», было открыто 38 новых маршрутов. Ситуация изменилась уже в 2015 году — по итогам года количество новых международных и региональных направлений снизилось до семи. Количество обслуженных холдингом пассажиров сократилось почти на 9%, до 9,4 млн. При этом перевозки на международных линиях упали на рекордные 31,9%, а на российских выросли только на 9%. В условиях падения спроса все большее число рейсов стало замыкаться на Москве, на долю которой и пришлось свыше 77% пассажиропотока в 2015 году.

Самая благоприятная ситуация с точки зрения инвестиций в аэропорт и увеличения трафика сейчас складывается для Симферополя. В 2015 году по пассажиропотоку он потеснил крупнейший региональный аэропорт Екатеринбурга, обслужив свыше 5 млн человек. В Симферополе открыто более 50 новых направлений, а 70% рейсов выполняется на московских маршрутах. По словам Евгения Плаксина, генерального директора аэропорта Симферополя, к лету 2016-го в аэропорту будут открыты новые стойки регистрации, дополнительные выходы на посадку, а к 2018 году заработает новый терминал пропускной способностью 6,5 млн пассажиров в год.

Если коротко обозначить повестку дня в отношении аэропортов Крайнего Севера, то новость будет одна, причем плохая. Их состояние эксперты оценивают как критичное. По словам заместителя генерального директора по научно-исследовательской работе ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» Виктора Вторушина, в большинстве аэропортов Севера взлетно-посадочные полосы изношены, светосигнальное оборудование находится в критическом состоянии. Более того, из проектирования аэропортов выпала важная составляющая — предпроектное проектирование, которое включает оценку базы строительных материалов, логистику, ценообразование, предполагает выезды на местность. По мнению Вторушина, в желании достигнуть удешевления проекта нарушается сама технология строительства. Полностью утеряна нормативно-правовая база, которая позволила бы быстро возводить модульные терминалы. А ведь речь идет в первую очередь о районах Крайнего Севера и территориях, приравненных к ним, — это 60% площади России. Воздушный транспорт здесь играет особую роль, ему просто нет альтернативы для передвижения по тем регионам, где не проложены ни магистрали, ни железные дороги.

Рыночный расклад Несвоевременная либерализация
Скачать Содержание
Закрыть