Московские аэропорты выступают локомотивом развития всей аэропортовой инфраструктуры страны. К Домодедово, Шереметьево и Внуково в скором времени добавится четвертый международный аэропорт — Раменское. Так, к чемпионату мира по футболу 2018 года в Шереметьево планируется запустить третью взлетно-посадочную полосу (ВПП), стоимость которой оценивается в 35,5 млрд руб., финансирование предусмотрено из государственных средств. Кроме того, планируется реконструкция всей северной части аэропорта, которая за счет расположения двух существующих ВПП практически отрезана от основных терминалов и станции «Аэроэкспресса». Эту проблему планируют решить за счет строительства межтерминального подземного метро протяженностью 2,1 км, что обойдется в 19 млрд руб. Об этом на национальной выставке аэропортовой инфраструктуры NAIS-2016 рассказал главный инженер Шереметьево Евгений Тумель.
Не менее амбициозные планы (правда, за свой счет) реализует и аэропорт Домодедово. Несмотря на арест собственника аэропорта Дмитрия Каменщика, Домодедово пока не намерено отказываться от масштабных инвестиций. Согласно пресс-релизу компании, за последние 20 лет объем инвестиций аэропорта составил 50 млрд руб. В 2016 году завершится реконструкция западного сегмента терминала Т1 совокупной стоимостью более 20,5 млрд руб. Кроме того, в текущем году будет осуществлен первый этап реконструкции центральной заправочной станции. До 2020 года финансовые вложения в проект составят 1,7 млрд руб.
Четвертый столичный международный аэропорт Раменское в Жуковском готовится к запуску. Как рассказал генеральный директор оператора аэропорта «Рампорт Аэро» Томас Вайшвила на выставке NAIS-2016, уже в текущем году Раменское обслужит 2 млн человек, а весь комплекс будет готов к 2020 году.
Интенсивность работ по развитию инфраструктуры столичных аэропортов не снижается, несмотря на экономический кризис, в результате которого снизилась мобильность населения, а значит, и загруженность аэропортов. По оценке Дениса Нуждина, который на момент выступления на NAIS-2016 был управляющим директором компании «Домодедово коммершл сервисиз», совокупное падение прибыли аэропортов Московского авиаузла (МАУ) в 2015 году составило 6 млрд руб. Основные причины — закрытие популярных бюджетных туристических направлений Египта и Турции, а также полное прекращение авиасообщения с Украиной. Рост курса валют также сказывается на мобильности путешественников — по итогам 2015 года пассажиропоток иностранных авиакомпаний в МАУ просел в два с половиной раза по сравнению с 2014-м (подробнее см. «Опасное сближение»). В целом по стране наблюдается аналогичная динамика, с поправкой на неравномерность распределения пассажиропотока в регионах.
Пока кризис не проник во все сферы экономики и не отразился на реальном уровне жизни, аэропорты крупных региональных центров — на Урале, в Поволжье, Краснодарском крае — переживали период интенсивного развития и стабильного трафика. Новые терминалы появились в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, специально к Олимпиаде — в Сочи. В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу идет строительство нового аэропорта в Ростове-на-Дону.
Стабильный пассажиропоток из регионов по международным направлениям позволял открывать новые прямые рейсы. Например, в 2014-м из четырех аэропортов, входящих в холдинг «Аэропорты регионов», было открыто 38 новых маршрутов. Ситуация изменилась уже в 2015 году — по итогам года количество новых международных и региональных направлений снизилось до семи. Количество обслуженных холдингом пассажиров сократилось почти на 9%, до 9,4 млн. При этом перевозки на международных линиях упали на рекордные 31,9%, а на российских выросли только на 9%. В условиях падения спроса все большее число рейсов стало замыкаться на Москве, на долю которой и пришлось свыше 77% пассажиропотока в 2015 году.
Самая благоприятная ситуация с точки зрения инвестиций в аэропорт и увеличения трафика сейчас складывается для Симферополя. В 2015 году по пассажиропотоку он потеснил крупнейший региональный аэропорт Екатеринбурга, обслужив свыше 5 млн человек. В Симферополе открыто более 50 новых направлений, а 70% рейсов выполняется на московских маршрутах. По словам Евгения Плаксина, генерального директора аэропорта Симферополя, к лету 2016-го в аэропорту будут открыты новые стойки регистрации, дополнительные выходы на посадку, а к 2018 году заработает новый терминал пропускной способностью 6,5 млн пассажиров в год.
Если коротко обозначить повестку дня в отношении аэропортов Крайнего Севера, то новость будет одна, причем плохая. Их состояние эксперты оценивают как критичное. По словам заместителя генерального директора по научно-исследовательской работе ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» Виктора Вторушина, в большинстве аэропортов Севера взлетно-посадочные полосы изношены, светосигнальное оборудование находится в критическом состоянии. Более того, из проектирования аэропортов выпала важная составляющая — предпроектное проектирование, которое включает оценку базы строительных материалов, логистику, ценообразование, предполагает выезды на местность. По мнению Вторушина, в желании достигнуть удешевления проекта нарушается сама технология строительства. Полностью утеряна нормативно-правовая база, которая позволила бы быстро возводить модульные терминалы. А ведь речь идет в первую очередь о районах Крайнего Севера и территориях, приравненных к ним, — это 60% площади России. Воздушный транспорт здесь играет особую роль, ему просто нет альтернативы для передвижения по тем регионам, где не проложены ни магистрали, ни железные дороги.