— Насколько разработанные в Европе технологии применимы в России?
— У Evonik научно-исследовательские центры действуют по всему миру. Мы разрабатываем и поставляем продукты, созданные для европейской отрасли производства шин, позволяя нашим клиентам достичь высоких эксплуатационных показателей и высокого рейтинга согласно европейской маркировке шин. Мы сотрудничаем с ведущими мировыми производителями шин в области поставок сырья и совместных разработок. Многие из них представлены и в России. Поэтому мировые технологии не могли обойти Россию стороной. Да и российские производители стремятся выпускать конкурентную продукцию.
— Недавно ваша компания объявила о планах инвестировать в современные разработки около €4 млрд, в том числе в области производства шин. С чем связан гигантский объем средств?
— Отрасль производства шин является одним из наиболее важных направлений развития для компании, которое сочетает в себе огромный инновационный потенциал с высокими ожиданиями клиента, особенно в вопросе улучшения потребительских свойств. Мы понимаем, что увеличение инвестиций в исследования и разработки приведет к появлению новых усовершенствованных продуктов в данной отрасли.
— В какой мере можно говорить о возврате инвестиций, направленных на R&D? Какую экономию они приносят?
— Как и в случае любых вложений, научно-исследовательские проекты должны обеспечить возврат инвестиций за счет продаж новых продуктов или повышения эффективности производства. В отрасли производства шин мы сосредоточились на расширении портфолио специальных категорий продуктов, тем самым удовлетворяя технические потребности наших клиентов. Еще в 2015 году в компании было сформировано подразделение эффективности ресурсов, которое как раз инвестирует в исследования и разработки. Основная цель этого подразделения — предоставить нашим клиентам новые продукты, отвечающие их потребностям, особенно в условиях растущего рынка.
— И какие новые разработки в области производства шин предложила компания?
— В отрасли производства шин мы соблюдаем определенные требования. Помимо улучшенной топливной эффективности и большого срока службы наши наработки должны повысить безопасность вождения. Поскольку зимние и всесезонные шины особенно важны в Европе, мы расширили наше портфолио продуктов за счет диоксидов кремния с низкой удельной площадью поверхности. Кроме того, особое значение в настоящее время приобретает аспект устойчивости и возобновляемости сырья, что приносит экономическую выгоду в долгосрочной перспективе. К примеру, наш диоксид кремния с высокой площадью поверхности и силановый связующий агент — единственные в своем роде примеры новых видов продуктов в сегменте шин с высокими эксплуатационными характеристиками.
— Разработки применимы для легковых или грузовых автомобилей? Получает ли водитель в результате новые сведения, может ли управлять объемом выброса вредных веществ?
— Наша система упрочнения шин на основе диоксида кремния — силана применяется главным образом в протекторах пассажирских автомобилей для снижения сопротивления качению и улучшения сцепления с влажной дорогой. В свою очередь, улучшенная топливная эффективность не только положительно сказывается на окружающей среде, но и снижает расходы на топливо. Необходимость в повышении топливной эффективности особенно важна для большегрузных машин, но технические ограничения все еще не позволяют использовать наполнители с высоким содержанием диоксида кремния в этой нише рынка. Впрочем, Evonik по-прежнему пытается найти решение для этой проблемной отрасли — например, модифицируя диоксид кремния.