Экономика Рунета: главные цифры
Материалы выпуска
Оцифрованный мир Рынок Цифровой скачок Рынок Экономика Рунета: главные цифры Рынок Доменный рывок Рынок Умные вещи Инновации Цифровая грамотность Решения Онлайн-магазины набирают обороты Рынок Кадровый разрыв Компетенция
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Экономика Рунета: главные цифры

Рунет — по-прежнему самый активный и развивающийся сегмент экономики страны. Он сохраняет резервы роста и все заметнее влияет на другие отрасли. Традиционные рынки ИКТ начинают менять привычные очертания — банки становятся IТ-компаниями, телекомы начинают конкурировать с банками и наоборот. Все вместе учатся монетизировать Big Data, подключая к интернету все больше «вещей», а бизнес мигрирует на облачные сервисы. Экономика Рунета постепенно трансформируется во всеобъемлющую цифровую экономику.
Фото: Lori

По данным РАЭК, аудитория Рунета в возрасте от 12 лет в 2016 году составила 86 млн человек.

Объем экономики Рунета (контент и сервисы) оценивается в 1355,4 млрд руб. (по итогам 2015 года). Вместе с рынком электронных платежей (588 млрд руб.) это эквивалентно 2,4% ВВП России. Объем интернет-зависимых рынков сопоставим с 19% ВВП России согласно данным, полученным в ходе исследования «Экономика Рунета. 2015–2016 годы». Ожидается, что в 2016 году экономика Рунета превысит 1581 млрд руб.

Охват и инфраструктура

Объем доменного рынка составил в 2015 году 2,7 млрд руб. Домен. ru вошел в пятерку крупнейших доменов мира (5,2 млн имен), а кириллический домен .рф (900 тыс. имен)  — абсолютный лидер среди доменов в национальных алфавитах.

Хостинг-сегмент вырос на 6%, до 5,9 млрд руб., а рынок SaaS-решений (программное обеспечение как услуга)  — до 6,6 млрд руб. Ожидается, что в 2016 году темпы его роста составят 25% на фоне явного усиления интереса бизнеса к облакам.

Маркетинг, реклама и цифровой контент

Сегмент контекстной рекламы составил по итогам 2015 года 80,5 млрд руб., показав рост 15%. Ожидается, что в 2016 году его объем увеличится на 27%. В то же время сегмент контент-маркетинга демонстрировал некоторое снижение — на 1,5%, до 20,1 млрд руб. «Чистый» рынок медийной (дисплейной) рекламы пока не восстановил рост (минус 10%) и составил 19,8 млрд руб., из которых 4,6 млрд руб. приходится на видеорекламу.

Большие надежды эксперты возлагают на развитие технологий и полный переход на так называемую автоматизированную рекламу — программатик (автоматическое приобретение рекламного инвентаря на веб-странице через торги на аукционе или напрямую). В Европе этот сегмент вырос в прошлом году на 76%, а мобильный программатик — на 165%.

Сегмент электронного контента растет примерно на 11–13% в год. Драйвер здесь — электронные книги. Объем сегмента составил по итогам 2015 года 1,6 млрд руб. при росте 67%. Игры выросли на 14% при объеме 46,7 млрд руб. Объемы рынков онлайн-музыки и онлайн-видео составили 2,3 млрд и 3,8 млрд руб. соответственно.

Кадры

По данным РАЭК, рынок IТ-кадров продолжает расти. Число занятых в отрасли оценивается в 2,3 млн человек. Если в конце 2014 — начале 2015 года компании и сокращали персонал, хотя этот процесс происходил здесь менее бурно, чем на других рынках, то со второй половины 2015-го началось восстановление количества вакансий. Теперь и 2016 год также демонстрирует хорошие темпы.

IТ-сфера является «локомотивом» и российского, и московского рынка труда. За первые девять месяцев 2016 года отмечается рост спроса на IТ-специалистов на 39%. Значительно увеличилось количество вакансий удаленной работы, а также в сфере аутсорсинга разработки.

Прогнозируется, что до 2020 года сохранится стабильный спрос на специалистов IТ. Развитие новых технологий, их применимость в нетипичных ранее направлениях, автоматизация процессов будут стимулировать востребованность IТ-кадров.

По данным опроса «Кризисный барометр — 2016», в онлайн-индустрии наблюдаются признаки кризиса, однако опрошенные эксперты считают его влияние меньшим, чем в других отраслях отечественной экономики. Восстановления почти 30% респондентов ждут в 2017 году.