Е-commerce остается одним из немногих сегментов, где по-прежнему сохраняются высокие темпы роста — по оценке РАЭК, на уровне 26% в год. Объем рынка онлайн-ретейла превысил 598 млрд руб. в 2015 году и по прогнозам вырастет на 17% по итогам 2016-го. Развитию интернет-торговли способствуют рост проникновения проводного интернета в малых городах, рост доли смартфонов, а также увеличение числа банковских карт, считают в «Яндекс.Деньги».
Эксперты, опрошенные РАЭК, выделяют как один из драйверов повышение качества и скорости доставки интернет-заказов. В 2015 году почта доставила почти вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014-м, и в 4,5 раза больше, чем в 2013 году.
Сохраняется тренд роста трансграничной торговли. По данным исследования АКИТ и J’Son & Partners, 90% интернет-заказов сегодня приходится на китайские магазины. В «Яндекс.Касса» отмечают увеличение оборота китайских мерчантов с октября 2015 года на 64%, количества покупок — на 40%, а числа покупателей — на 50%. По оценкам «Яндекс.Касса», доля китайского онлайн-ретейла составляет 15% от общего оборота интернет-магазинов, торгующих товарами с физической доставкой.
Всеохватный онлайн
Структура спроса в онлайн-магазинах меняется в соответствии с тем вектором, который наиболее ярко проявился после валютного кризиса конца 2014 года. «Электроника, компьютерная и бытовая техника перестали быть предметами первой необходимости. В центре интересов покупателей оказались более насущные вещи — товары для дома и дачи, ремонта, детские товары, зоотовары и другие подобные категории, — комментирует Павел Алешин, генеральный директор «Яндекс.Маркет». — Мы ожидаем, что в ближайшее время круг интересов онлайн-покупателей будет и дальше расширяться в сторону потребительских товаров и товаров ежедневного спроса, что сделает онлайн-покупки еще более частыми».
«Горячее» слово года на рынке — «маркетплейс». Именно по этой модели стремятся развиваться все большее количество игроков. В маркетплейсы прорастают традиционные магазины и онлайн-площадки — «М.Видео», Ozon, Lamoda и др. Идея в том, чтобы продавать на своих площадках не только собственные, но и партнерские товары — в том числе зарубежных производителей.
«Прежнее разделение в российском ретейле на интернет-продавцов и офлайн-ретейл уходит, — считает Александр Магомедов, коммерческий директор «Яндекс.Деньги». — Теперь e-commerce является эффективным продолжением реального магазина. Своего рода «правило хорошего тона» для ретейла — инвестировать в сайт и электронную торговлю. Сетевые магазины начинают развивать собственные витрины в онлайне. Параллельно на рынке активизируется фуд-ретейл. Доставку готовой еды или продуктов теперь предлагают как крупные сети («Азбука вкуса», «О’Кей»), так и быстро растущие стартапы (Delivery Club, Moscow Fresh)».
В целом количество платежей через «Яндекс.Касса» в сервисах заказа еды и продуктов, а также бытовых услуг (например, уборка и химчистка) за год утроилось. Средний чек, напротив, уменьшился на 14%, до 2–3 тыс. руб., в зависимости от сервиса. Количество платежей за онлайн-заказы в ресторанах выросло в 2,5 раза, как и число плательщиков.
Онлайн-платежи
Объем электронных платежей за 2015 год увеличился на 24% и достиг 588 млрд руб., считают в РАЭК. Ожидается, что темпы роста в 2016 году составят 17%. По данным исследования «TNS Россия» (май 2016 года), платежи в интернете совершают подавляющее большинство пользователей из крупных городов. 92% опрошенных оплачивают онлайн как минимум одну услугу за год.
Согласно данным Comcon OnLine, во второй половине 2015 года более половины интернет-пользователей (53%) использовали банковское приложение, из них 29% используют этот инструмент чаще одного раза в неделю. Со своей стороны, «Яндекс.Маркет» и компания GfK Rus фиксируют, что в 2015 году при покупке в российских магазинах безналичными методами оплаты воспользовались 69% опрошенных (в 2014-м — 62%).
Однако сложившиеся привычки и менталитет все еще сдерживают рост онлайн-платежей, и по стране в целом доля наличной оплаты остается достаточно высокой. «В России оплата происходит в момент встречи с покупателем, наши пользователи боятся возвращать неподходящий товар, — поясняет Александр Магомедов. — По этой причине большинство ретейлеров развивают методы безналичной оплаты в момент доставки, чтобы снять напряжение покупателей и сократить возможный негатив. Сейчас это банковский и мобильный эквайринг, но стоит ждать новых платежных решений».
Мобильная миграция
Рост интернет-торговли связывают также и с увеличением мобильного трафика. Всего ежемесячно мобильным интернетом пользуются порядка 62 млн россиян. По данным РАЭК, у многих лидеров Рунета доля заказов с мобильных устройств приближается к 50%, в некоторых товарных категориях — до 70%.
Мобильная аудитория пока формируется на фоне увеличения доступности и быстрого проникновения смартфонов — соответственно, онлайн-покупки с мобильных телефонов стремительно растут. Так, ежедневная аудитория мобильного «Яндекс.Маркет» за год выросла на 80%. Исследование PayPal показало, что мобильные устройства используются для покупок в среднем 2,6 раза в месяц.
«С ростом числа смартфонов у населения оплата с мобильного постепенно становится привычной для многих, — подтверждает Александр Магомедов. — В прошлом году число онлайн-заказов, оплаченных со смартфонов и планшетов через «Яндекс.Касса», увеличилось на 30%. На 60% выросло и количество интернет-магазинов, в которых люди платят таким образом».