Оцифрованный мир
Материалы выпуска
Оцифрованный мир Рынок Цифровой скачок Рынок Экономика Рунета: главные цифры Рынок Доменный рывок Рынок Умные вещи Инновации Цифровая грамотность Решения Онлайн-магазины набирают обороты Рынок Кадровый разрыв Компетенция
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Оцифрованный мир

Интернет трансформирует старые рынки и позволяет мгновенно появляться новым. Высокотехнологичные компании оказываются на стыке традиционных отраслей, границы между которыми стираются. Облачные услуги, большие данные, всеобъемлющий интернет вещей определяют векторы развития Рунета и смежных отраслей. Онлайн становится главным каналом доставки сервисов гражданам и бизнесу.
Фото: Getty Images Russia

Cогласно данным РАЭК, за последние 13 лет число пользователей интернета в России выросло в восемь раз. В онлайн выходят не только горожане, но и каждый второй сельский житель. Все чаще для этого используются мобильные устройства. Аудитория мобильного интернета в стране увеличивается на 13% в год.

«Быстрее всего растет количество проектов в области больших данных, продолжает активно развиваться интернет вещей. Проекты становятся более сложными и серьезными. На стыке образования и интернета, медицины и интернета появляется много интересных, перспективных продуктов», — комментирует Маргарита Зобнина, директор по экосистемным проектам Фонда развития интернет-инициатив.

В пресс-службе компании «Яндекс» отмечают, что основные вызовы для всех интернет-сервисов сегодня — это персонализация в решении задач пользователя (адаптация под любые обстоятельства — сезон, регион, интересы), способность взаимодействовать с человеком в любой форме (текст, голос или картинка, в идеальных условиях или с искажениями), на любых устройствах и в любых средах (десктоп, мобильность, ТВ). Основные точки опоры качества сервисов связаны с наличием у компаний сильного пула технологий — машинный интеллект, распознавание образов, речевые технологии, вычислительные мощности. Стремительное развитие нейронных сетей и успехи в их обучении позволяют все чаще использовать искусственный (или машинный) интеллект для решения конкретных прикладных задач в самых разных сферах — включая безопасность, транспорт и развлечения.

Развитие интернет-сервисов сегодня тесно связано с вовлечением пользователей, с помощью технологий и инструментов, в улучшение сервисов, когда люди делают их для людей, — как, например, «Яндекс.Пробки». Вообще, любой технологической компании сегодня сложно развивать хороший сервис без интерактивного участия, считают в «Яндексе». Так, все поисковые компании (и в России, и в мире) стараются учитывать отзывы о магазинах или отелях, привлекают пользователей к уточнению карт и обновлению справочников организаций, просят поделиться отзывами на фильмы или книги.

Умное общество

К 2018 году 70% всех госуслуг в России должно предоставляться в электронном виде, а 90% граждан должны быть удовлетворены их качеством. Интеллектуальное правительство предполагает множество простых и удобных цифровых сервисов. Их можно будет получать не только с помощью компьютеров и мобильных устройств, но и через «умные» браслеты, телевизоры и множество других подключенных к интернету вещей. Параллельно «умнеть» будут транспорт, дороги, коммунальные службы, города. А электронную подпись, необходимую для получения госуслуг, связанных с денежными операциями или персональными данными, заменят СМС. Достаточно будет ввести номер мобильного телефона в личном кабинете на сайте госуслуг.

Интернет больших городов

По прогнозам Business Insider, в 2015–2019 годах совокупный объем инвестиций городов мира в сети интернета вещей составит $97 млрд. В результате снизится интенсивность городского трафика, сократятся вредные выбросы в атмосферу, снизятся издержки, а власти смогут более эффективно взаимодействовать с населением.

Городу, вступающему в эпоху интернета вещей, нужны стандартные платформы. Именно это будет гарантией безопасности данных и инфраструктуры, а также позволит сэкономить при дальнейшем развитии систем.
К 2021 году на каждого жителя Земли будет приходиться около шести подключенных «вещей». К 2020 году каждый пятый дом в Европе и каждый третий в США станут «умными».

Онлайн-поколение

Интернет-технологии участвуют в трансформации системы образования во всем мире, помогая выращивать специалистов, навыки и знания которых будут востребованы в будущем. К 2019 году 50% всех студентов в мире будут получать образование в интернете. Это вызов для традиционной системы образования, которая стремительно мигрирует в Сеть, где уже бурно развиваются массовые открытые курсы самообучения (МООС).

Развитие дистанционных форматов, распространение электронных учебников, использование открытых данных — тенденции, которые не только повышают удобство, но и снижают издержки учебных заведений. Все больше университетов по всему миру представляют свои программы в Сети, в том числе Гарвард, MIT, Стэнфорд и др. В России по этому пути идут МГУ, СПбГУ, ВШЭ, ИТМО, МТФИ и другие вузы.

Интернет для здоровья

Дистанционные коммуникации и цифровые форматы помогут повысить качество медицинских услуг, сокращая расходы на их оказание. К 2019 году, согласно прогнозу BBC Research, мировой рынок телемедицины достигнет $44 млрд. Количество пациентов, пользующихся телемедицинскими услугами, увеличится до 7 млн к 2018 году, считают эксперты информационной компании IHS.

«Появление телемедицины сделает врачебную помощь доступнее, а распределение времени врачей — более эффективным. Например, телемедицина уменьшит время, которое врач тратит на рутину (в том числе на сбор анамнеза, расшифровку анализов), освобождая время для того, чтобы заниматься более сложными медицинскими задачами», — комментируют в пресс-службе «Яндекса».

Параллельно развиваются мобильные приложения для удаленного мониторинга здоровья и консультаций. По прогнозу Juniper Research, число пользователей мобильных сервисов — mHealth — к 2020 году вырастет до 157 млн человек (в 2015-м — 50 млн). Кроме того, медицина — одно из главных направлений рынка интернета вещей. К 2020 году объем этого сегмента достигнет примерно $117 млрд. Он будет расти за счет множества датчиков, позволяющих отслеживать перемещения больных и врачей, контролировать состояние пациентов, напоминать о приеме лекарств и т.д.

Оцифровка медиапотребления

Интернет все заметнее меняет подходы к потреблению контента. Онлайн продолжает отбирать аудиторию у прессы и радио, стимулируя бумажные СМИ к цифровой трансформации. В PwC прогнозируют, что драйверами роста глобального рынка развлечений и СМИ останутся цифровые носители — цифровые издания, книги и музыка, мобильное телевидение. К 2018 году на них будет приходиться 47% всего рынка.

Медиапотребление растет в основном за счет электронных носителей, согласны в Deloitte. В России за 2012–2015 годы оно увеличилось на 8%. На этом фоне ведущие издательские дома увеличивают свое присутствие онлайн. Для популяризации бумажных изданий используются соцсети. Развитие мобильных технологий и проникновение гаджетов меняют структуру доставки рекламного сообщения до адресата. Появляются новые форматы контекстной рекламы, вытесняющие традиционную медийную.

Облачный софт

Рынок облачных сервисов растет в России все заметнее, хотя обороты потребления софта из облака по сравнению с классическим ПО пока скромны. В РАЭК оценивают объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в 6,6 млрд руб. по итогам 2015 года при темпах роста свыше 20%.

В бизнесе Axoft продажи облачного ПО составляют менее 2% от общих продаж софта при динамике прироста подписок на 30%. «Каждый пятый заказчик рассматривает возможность перехода на ПО по подписке, — комментирует Евгений Куртуков, руководитель отдела поддержки и развития продаж Axoft. — Кроме того, растет количество заказчиков, находящихся в стадии тестирования облачных решений. Примерно каждый третий в течение полугода после тестирования переходит на использование облачного ПО по подписке. Это хорошая конверсия».

Наибольшее количество запросов приходит на офисные приложения (Microsoft Office365 и «МойОфис»)  — до 70%, инфраструктурные сервисы (ExchangeOnline, SharePoint Online, Skype for Business)  — 20%, а также бизнес-приложения («МойСклад», «Мегаплан» и т.д.)  — около 10%. По статистике Axoft, российские лидеры в потреблении облачных решений — ЦФО, включая Москву (47% от суммарных продаж), и СЗФО (18%). Эти же регионы традиционно лидируют и по уровню проникновения интернета и по качеству интернет-доступа. Однако облачную активность других регионов сдерживает уже не столько связь, сколько менталитет, который тоже постепенно становится все более «цифровым».