— Как в условиях насыщения рынка меняется спрос на услуги логистических компаний и предложения с их стороны? Какие преимущества будут конкурентными?
— На любом зрелом рынке конкуренция смещается из области цены в область создания дополнительных ценностей. Появилась интересная тенденция: компании не просто предлагают услуги доставки до точки, но и задумываются о том, какие еще потребности клиента они могут удовлетворить. В результате меняется бизнес-модель. Например, наша компания готова обеспечивать не только перевозку грузов, но также их хранение и распределение. В перспективе к этим функциям может добавиться закупка. Таким образом, мы говорим уже не о транспортных компаниях, а о логистических операторах, которые полностью снимают головную боль крупных заказчиков, связанную с закупкой и перемещением товаров. На стороне клиента остаются маркетинг, продажи и определение ассортимента.
— То есть преимущества на стороне компаний с пакетными предложениями услуг?
— Да. И зачастую логика пакета не в том, чтобы много заработать. Известны случаи, когда отдельные услуги в пакете продаются ниже себестоимости. Мы, в частности, запустили проект со страхованием перевозок, который был хорошо воспринят рынком. Цена услуги занимает несущественную долю в стоимости заказа. Но взамен наши клиенты получают гарантию быстрого возмещения средств. Это дополнительная ценность. Думаю, что подобные пакеты будут появляться и дальше.
Еще одно следствие усиливающейся конкуренции — значительное внимание предстоит уделять управлению издержками. Повышаются требования к качеству процессов. Мы, например, как поставщик услуг, все чаще сталкиваемся с тем, что клиенты требуют от нас подтвердить качество процессов сертификатом соответствия. Поэтому мы провели аудит и оптимизацию по стандарту ISO 9001. Если перевозчики хотят и дальше быть интегрированными в цепочку поставок, им рано или поздно придется заняться процессами.
— А как меняют рынок технические новации? Чего нам ждать в ближайшие годы?
— Идет эволюция техники, развиваются электронные технологии. Производители грузовиков испытывают беспилотные транспортные средства. Через пять—десять лет станут привычными технологии трехмерной печати, и у нас появятся принципиально новые логистические решения. Уже сейчас теоретически можно работать с квадрокоптерами и перемещать грузы по воздуху. А в Санкт-Петербурге недавно продемонстрировали вагон, который летает на магнитной подушке. Изменение глобальной логистики будет определяться развитием так называемого физического интернета — технологии, которая унифицирует средства доставки, интегрирует их с интернетом вещей и блокчейном. Все это происходит на наших глазах.
— Как вам идея проекта Uber для грузоперевозок?
— Агрегатор может забрать ту часть аудитории, для которой важна только низкая стоимость перевозки. Но рынок грузоперевозок сложнее, чем рынок такси. Задача логиста кардинально отличается от управления таксомоторным парком: здесь больше рисков, а работа не ограничивается только предоставлением услуги перевозки. В простое копирование идеи, в то, что кто-то сделает новый Uber и тот станет успешным, я не верю. Но факт в том, что технология развивается очень быстро. Мы погрузились в тему: сделали собственную программу-агрегатор, с помощью которой перераспределяем часть заказов на сторонних перевозчиков. При этом «Деловые линии» тщательно проверяют такие компании и гарантируют клиенту такое же качество перевозки, как и при использовании собственного автопарка.
— Как новые услуги и технологии будут влиять на ценообразование?
— Определение цены — бесконечный процесс. С одной стороны, рынок, законодательство, особенности географии и маршрутов заставляют перевозчиков повышать цены. С другой — технологии, менеджерские решения и инновации позволяют находить точки оптимизации. Мы в «Деловых линиях» инвестируем значительные средства в управление инновациями, системы анализа и обработки данных. Это позволяет нам сокращать простои, увеличивать оборачиваемость складов, быстрее высвобождать площади и транспорт. У цены есть практический потолок: она должна оставаться рыночной.