Яркий желтый «каблучок» выезжает на Вильгельмштрассе — на углу с Беренштрассе курьера DHL ждет клиент. Доставлять посылки в центр Берлина, несмотря на вечные пробки, проще, чем на окраины немецкой столицы: здесь полно зарядок для электромобилей. Немецкий почтовый гигант Deutsche Post, которому принадлежит один из крупнейших в мире сервисов экспресс-доставки DHL, начал массовый переход на электромобили. В Германии посчитали, что содержать автопарк на двигателях внутреннего сгорания очень накладно со всех точек зрения. Тем временем в российских службах доставки электрокары тоже начали появляться, но компании пока используют их неохотно.
Кейс Deutsche Post интересен в первую очередь тем, что сервис использует не готовые электромобили известных брендов, а разработку Высшей технической школы в Ахене. В кузов автомобиля под названием Work помещается до четырех кубометров посылок, а без подзарядки он способен проехать не более 80 км. Полностью подзарядить электрокар можно как от бытовой розетки, так и на экспресс-станциях — на это уйдет от четырех до семи часов.
Российское подразделение DHL начало использовать электрокары с прошлого года, но не разработку Deutsche Post, а серийные модели. Компания развозит корреспонденцию по Москве в том числе на Mitsubishi i-MiEV. Однако пока использует всего несколько таких автомобилей, рассказал вице-президент по операционной деятельности «DHL Express Россия» Юрий Шевченко: «Посмотрим, как они работают в Москве. После этого будем распространять электромобили на другие регионы. Зимой с ними никаких проблем не было».
Среди ключевых преимуществ использования электромобилей в службе доставки представитель компании назвал бесплатную парковку. Власти Москвы ввели это правило в 2013 году, когда зона платной парковки расширилась в первый раз. «Эти машины более надежны в плане ремонта и техобслуживания — там просто нечему ломаться. Ну и, конечно, экологичность тоже крайне важна — ты едешь и не портишь окружающую среду», — перечисляет преимущества электромобилей Юрий Шевченко.
Тем временем «Почта России» при обновлении автопарка делает акцент в первую очередь не на инновации, а на транспортные средства, произведенные на территории страны. Сегодня автопарк компании состоит из 16 тыс. единиц транспорта. В 2015 году «Почта России» приобрела 3,5 тыс. новых автомобилей, обновив парк таким образом на 20%, рассказал РБК+ источник в пресс-службе компании.
Отечественные модели закупает и служба доставки Pony Express, парк которой на территории России состоит из 1,1 тыс. автомобилей. По словам операционного директора группы компаний Юрия Келебеева, если раньше Pony Express использовала в России преимущественно Peugeot и Renault, то сейчас переходит на Lada, «ГАЗели» и «ГАЗоны».
Служба курьерской доставки SPSR Express, автопарк которой состоит из тысячи автомобилей, тоже не спешит переходить в России на электрокары. Несмотря на все преимущества электромобилей перед классическими моделями с двигателями внутреннего сгорания, внедрить в парк такие машины в России непросто из-за слабо развитой инфраструктуры, заявил представитель компании.
На отсутствие должной инфраструктуры пожаловался и Олег Голуб, директор курьерской компании RedExpress, в парке которой 70 дизельных автомобилей. Он отметил, что эта проблема существует даже в Москве. «В течение дня водителю необходимо сделать несколько подзарядок, но из-за неудобного расположения электрозаправок приходится увеличивать время доставки, а это уже негативно сказывается на отношениях с клиентом и бизнесе в целом», — посетовал он.
Начальник отдела логистических операций в России компании DPD Дмитрий Воеводин к факторам, которые тормозят применение электромобилей, отнес еще и небольшой выбор моделей, их высокую стоимость и неблагоприятные погодные условия. По его словам, ускорить и удешевить работу служб доставки по всему миру могло бы применение беспилотников, однако этот процесс тормозит полное отсутствие законодательной базы.