![Фото: Bloomberg](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/2/85/805093929762852.jpg)
Совершенная конкуренция
Цифровые технологии и возникшие новые бизнес-модели оставили за бортом тысячи предпринимателей в разных отраслях экономики. Показателен пример туриндустрии, пережившей цифровую революцию одной из первых. Сегодня 20% россиян предпочитают бронировать билеты онлайн, 12% — проживание, и эти показатели будут расти, говорится в исследовании международной консалтинговой компании McKinsey «Цифровая Россия: новая реальность». В США в середине 1980-х годов действовало 46 тыс. агентств по продаже авиабилетов, сейчас их осталось лишь 13 тыс. — такие данные приводит Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково». Технологии, по мнению авторов доклада, приближают рынок к состоянию «совершенной конкуренции», когда покупатели, владеющие большим объемом информации, принимают достаточно рациональные решения.
«Офлайн-бизнес становится все менее конкурентоспособным, традиционные отрасли переходят в Сеть. Сегодня невозможно представить ретейл без интернет-магазина, авиакомпанию — без системы онлайн-бронирования, а кинотеатры — без электронных касс», — отмечает генеральный директор макрорегиона «Москва» компании Tele2 Игорь Жижикин.
Традиционный бизнес вступил на путь диджитализации еще в начале 2000-х годов. Тогда крупные российские компании стали массово автоматизировать деятельность и внедрять информационное обеспечение бизнеса, отмечают аналитики McKinsey. Доля организаций, внедривших системы класса ERP (Enterprise Resource Planning), которые позволяют оптимизировать ресурсы и процессы предприятия с помощью прикладных программ, с 2010 по 2015 год выросла в 1,8 раза. Доля организаций, внедривших системы класса CRM (Customer Relationship Management) для выстраивания новых технологичных отношений с клиентами, увеличилась за тот же период в 2,4 раза. Почти в два раза выросла доля организаций, использующих электронный обмен данными между своими и внешними ИТ-системами. Лидерами внедрения новых систем взаимодействия с клиентами, управления финансами и закупками, управления операциями и производством в России стали телекоммуникационные компании, финансовый сектор и образование.
«Вузы используют технологии как для увеличения эффективности своей внутренней работы, так и для разработки новых направлений обучения и исследований», — отмечает вице-президент, заведующий кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян. По его словам, за последние годы ВШЭ внедрила практически все классические корпоративные и образовательные технологии — от электронного документооборота до LMS — системы управления обучением.
![Агрегатор меняет все](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/4/20/805095069439204.png)
Однако в целом по стране число компаний, использующих системы ERP и CRM, по данным McKinsey, составляет не более 10%. «Это может свидетельствовать о том, что средние и малые предприятия медленно осваивают новые технологии», — отмечают авторы доклада «Цифровая Россия: новая реальность».
По оценке генерального директора сервиса «Мой склад» Аскара Рахимбердиева, действительно, «около половины малых предпринимателей до сих пор ведут бизнес «в тетрадке». «Крупный бизнес старается заранее подготовиться к изменению рыночной конъюнктуры, а малые предприниматели хватаются за голову в самый последний момент», — сетует он.
Впрочем, рост на 50% в год компаниям — провайдерам цифровых технологий обеспечивает именно МСБ, стремящийся перейти на цифру. Тут первопроходцами являются компании сектора e-commerce. А благодаря госрегулированию, например введению онлайн-касс в торговле, интерес к цифровым решениям сегодня проявляет и офлайн-ретейл.
По мнению генерального директора компании «Мое дело» Сергея Панова, со временем бизнес оценит новые возможности: «Облачные сервисы позволяют оперативно собирать и анализировать данные и принимать на их основе взвешенные бизнес-решения. Они создают единое информационное поле внутри компании и между контрагентами и подрядчиками. Все это освобождает предпринимателя от лишних активностей и оптимизирует расходы».
Однако цифровая трансформация — это не просто внедрение технологий, а «изменение самой организации, позволяющее ей воспользоваться преимуществами новых технологий» от создания нового потребительского опыта, новых производственных процессов до совершенно новых бизнес-моделей, говорится в исследовании международной школы менеджмента MIT Sloan.
Право потребителя
Одним из эффектов технологического бума и диджитализации потребительского опыта стало развитие новой формы торгово-имущественных отношений — экономики совместного пользования, или шеринг-экономики (от англ. share «делить»). Переориентация потребительского поведения с приобретения на совместное пользование, исключение посредников из цепочки «клиент — исполнитель», усиление роли онлайн-репутации и саморегулирования сообщества для обеспечения качества услуг революционным образом меняют бизнес-модель во многих сферах, отмечает президент Медиа-коммуникационного союза (МКС) Павел Степанов.
Общий вектор таков: потребитель отказывается от дополнительных расходов на право обладания чем-либо, прежде всего недвижимостью или автомобилем. Его потребности в товарах и услугах обеспечивают специализированные шеринг-платформы. Более 80% российских интернет-пользователей готовы пользоваться услугами онлайн-шеринга, приводит данные опроса общественная организация интернет-пользователей РОЦИТ. 73% считают, что шеринговые сервисы выгоднее классической покупки: они позволяют экономить средства на обслуживании и содержании собственного имущества (это преимущество оценили более 60% опрошенных), избавляют от необходимости покупки (83%), дают свободу (48%) и экономят время (36%). Активными пользователями шеринг-экономики при этом в России, по данным РОЦИТ, являются 25% пользователей. Однако большинство опрошенных уверены, что по мере дальнейшего развития шеринговых сервисов они будут чаще ими пользоваться.
Потребитель в итоге выигрывает, говорит директор Центра финансовых технологий фонда «Сколково» Павел Новиков: «Традиционный бизнес испытывает давление — номера в отелях дешевеют, поездки на такси тоже, товары долгосрочного использования приобретаются все реже, а за счет повышения утилизации имеющихся ресурсов меньше вреда наносится планете».
![Агрегатор меняет все](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/6/30/805095069382306.png)
Надо делиться
Количество комнат, предлагаемых на сайте основанной девять лет назад компании Airbnb, уже сейчас превышает общее количество номеров трех крупнейших мировых сетей отелей, появившихся в первой половине XX века.
Центр силы переместился от владельцев активов и физических посредников к ИТ-платформам, чье главное конкурентное преимущество — софт и доступ к клиенту. «Такие сервисы, как Airbnb, Booking.com и Uber, позволяют повышать коэффициент использования активов (жилье, такси, автомобили и прочее) поставщикам, подключившимся к этим платформам. При этом существенно уменьшаются возможности эксплуатации активов для владельцев, не представленных на подобных цифровых площадках», — отмечают в McKinsey.
У компаний, занятых в сфере sharing economy, нет цели заменить поставщиков услуг: наоборот, они помогают улучшать качество оказания услуг и их потребление с помощью технологий, говорит руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси» Владимир Исаев. Технологии позволяют снизить холостой пробег, а это помогает сервису удерживать низкие тарифы для пользователей. «Нельзя говорить о том, что такие компании выступают просто посредником между двумя сторонами. Чтобы бизнес жил и развивался, необходимо расширять географию присутствия, создавать и поддерживать технологичную платформу, которая поможет аудитории общаться между собой онлайн, делать заказы и оставлять отзывы», — поделились основными принципами бизнеса в стиле share в пресс-службе сервиса.
Консерваторы от бизнеса
По мнению Игоря Жижикина, шеринг-экономика не является большей угрозой, чем любое другое изменение конъюнктуры рынка или модели потребительского поведения. Однако сопротивление — первая реакция традиционного бизнеса на любые изменения. Хотя компаниям имеет смысл почувствовать и оценить актуальные тренды, диверсифицировать бизнес и искать новые источники роста.
Пока же банкиры, отельеры и таксисты — все те, кто сильнее всего ощутил на себе давление новой экономики по всему миру, активно сопротивляются инновациям. Их профсоюзы стараются ограничить или даже запретить деятельность шеринг-стартапов и на законодательном уровне. В Болгарии и Дании сервис Uber, например, был запрещен всего через неделю работы, во Франции после серии акций протеста власти Парижа обязали сервис выплатить компенсацию Национальному союзу такси и оштрафовали компанию за незаконное оказание услуг и наем непрофессиональных водителей. Приложение Uber запрещено в канадском Ванкувере и бразильском Рио-де-Жанейро. В Японии благодаря действиям регулятора пользование сервисом просто экономически невыгодно. Власти Берлина и Барселоны борются с онлайн-платформами для аренды квартир (такими, как Airbnb и HomeAway), запретив краткосрочную сдачу жилья.
В целом российский рынок, по словам директора РАЭК Сергея Плуготаренко, представляет собой исключение — здесь модель экономики совместного пользования практически не встретила сопротивления. «Цифровые платформы лучше справляются с защитой прав потребителей, чем государственное регулирование. Традиционные бизнесы сопротивляются просто потому, что шеринг-экономика разрушает их олигопольные бизнес-модели», — говорит он. Наибольшее давление при этом испытывают рынки с высоким порогом входа, низкой конкуренцией и большой регуляторной нагрузкой.
Показательна с этой точки зрения сфера финансовых услуг. На начальном этапе развития система мгновенных платежей, например, практически не регулировалась, и новые операторы таких услуг («Яндекс.Деньги», «QIWI Кошелек») получали серьезные преимущества перед банками: им не приходилось сдавать отчетность и соответствовать всем требованиям регулятора. В итоге банковское лобби вынудило законодателей «навести порядок» в секторе. О том, что в ближайшем будущем снятие наличных с электронных кошельков может оказаться под запретом, заявил недавно премьер-министр Дмитрий Медведев.
Однако молодые компании видят в новом тренде скорее уникальные возможности для развития. «Благодаря шерингу снижается порог входа на многие рынки. Начинающему предпринимателю больше не требуется огромных стартовых вложений. Вместо того чтобы покупать основные средства и инвестировать огромные средства в инфраструктуру, ты можешь арендовать и аутсорсить», — комментирует основатель компании StarSmile Владимир Луценко.
Поделенные миллиарды
По прогнозам PricewaterhouseCoopers (PwC), оборот мирового рынка совместного пользования только за счет пяти ключевых секторов (путешествия, каршеринг, p2p-финансирование, аудио= и видеостриминг и услуги) вырастет к 2025 году до $335 млрд. По данным проведенного PwC исследования The Sharing Economy, в 2014 году он составлял $15 млрд. Основная аудитория шеринг-компаний — люди в возрасте 25–44 лет, те, кто еще долгое время будет составлять ядро экономически активного населения по всему миру.