Для хранения сжиженного газа в России традиционно используются зарубежные резервуары. У российских металлургов есть потенциальная возможность наладить импортозамещение в этой области, как ранее это удалось сделать в производстве труб большого диаметра для газо— и нефтепроводов.
На сегодняшний день основной способ хранения СПГ — содержание его в изотермических резервуарах одинарной герметизации, внутренняя металлическая емкость которых непроницаема для жидкости и защищена от атмосферных воздействий. В России построено всего несколько изотермических резервуаров для СПГ большой емкости — более 100 тыс. куб. м, причем все эти резервуары были созданы иностранными компаниями из зарубежных материалов. Еще в 1980-е годы в Центральном научно-исследовательском и проектном институте строительных металлоконструкций им. Н.П. Мельникова был разработан отечественный проект изотермического резервуара для хранения СПГ объемом более 60 тыс. куб. м, однако он так и не был реализован.
Среди преимуществ использования изотермических резервуаров для хранения СПГ называют возможность хранения большого объема сжиженных газов — до 180 тыс. куб. м с низкой критической температурой, а также минимальные естественные потери сжиженного газа. Материалом для их изготовления является низколегированная сталь марки 09Г2С или различные железоникелевые сплавы повышенной хладостойкости. Прокат этой стали используется для разнообразных строительных конструкций благодаря высокой механической прочности. Легкая свариваемость позволяет изготавливать из листового проката этой марки также сложные конструкции для химической, нефтяной, строительной, судостроительной и других отраслей. Благодаря высокой механической устойчивости к низким температурам эта сталь может использоваться в трубах на севере страны.
Возможно и производство резервуаров из алюминия, пояснили РБК+ в пресс-службе «Русала». В частности, один из клиентов «Русала», компания «Сеспель», заявляла о потенциальной готовности к такому производству — сейчас она производит емкости для хранения различных химических веществ. Но спроса на алюминиевые резервуары пока нет.
«В России еще не создано своих технологий хранения СПГ, которые бы по соотношению цены и качества могли соревноваться с западными. Однако разработка таких технологий идет полным ходом, так как спрос есть», — говорит старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. В частности, по его словам, в России развиваются крупные проекты СПГ, и логично, что газовики хотели бы работать с отечественными компаниями, которые даже в случае ужесточения санкций продолжат выпускать оборудование и строить хранилища. «Российские компании уже сейчас готовы предоставить передовые разработки оборудования, участвующего в производстве СПГ. В частности, речь идет о компрессорах, которые играют ключевую роль в сжижении природного газа», — добавляет эксперт.
По мнению главы департамента Private Solutions инвестиционной компании Сastle Family Office в России и СНГ (работает на российском рынке с 2009 года) Андрея Дьяченко, «российские металлурги научились конкурировать с иностранными производителями не только на уровне цен. Об этом говорит в том числе и тенденция к снижению импорта металлургической продукции». Своевременные инвестиции отечественных производителей в повышение качества дают им сейчас хороший шанс обеспечить рынок, если существует спрос на хранилища, полагает эксперт.
«В российских проектах по созданию СПГ присутствуют китайские инвесторы, что внушает надежду на их реализацию, даже в случае жесткого эмбарго на поставки в страну оборудования», — говорит советник генерального директора по макроэкономике компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. По его мнению, недостающее оборудование может быть обеспечено китайскими производителями — КНР давно располагает собственной сетью терминалов по приему СПГ и имеет доступ к технологиям изготовления резервуаров. Технические риски, правда, остаются высокими — опыта самостоятельной реализации подобных проектов пока нет ни у российской, ни у китайской стороны.
В то же время российские металлурги уже сумели наладить импортозамещение в производстве труб большого диаметра, что внушает оптимизм аналитикам отрасли. Долгое время Россия поставляла в Германию 3 млрд куб. м газа в обмен на трубы, однако в 2000–2012 годах трубные компании вложили в свои производства около 360 млрд руб. и создали новейшие линии для производства труб. Позднее эти трубы были использованы для новых газопроводов и нефтепроводов, в том числе газопровода «Сила Сибири» в Китай.
Нехрупкие конструкции
Необходимость разработки конструкции низкотемпературных хранилищ сжиженного газа возникла еще в 1937 году после получения первого крупного промышленного объема СПГ. Пилотный проект низкотемпературного резервуара вместимостью 54,88 куб. м был реализован в 1939 году в США, в штате Виргиния. Он был изготовлен из стали с двухпроцентным содержанием никеля, а в качестве тепловой изоляции использовались пробковые плиты суммарной толщиной 750 мм. При этом сам резервуар был установлен на деревянных козлах.
Ключевым фактором для создания изотермических резервуаров является выбор сталей. Чтобы уменьшить вероятность хрупкого разрушения при отрицательных температурах, сталь должна иметь достаточную ударную вязкость. Поэтому для изготовления резервуаров с температурой хранения продуктов до минус 104°C применяется сталь, содержащая 6% никеля, ниже минус 104°C — сталь, содержащая 9% никеля, а также аустенитная (высоколегированная) нержавеющая сталь. К примеру, для нового изотермического резервуара общим объемом 120 тыс. т на заводе СПГ в Брунее потребовалось около 800 т такой стали.