Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Врачи выходят на дистанцию

Фото: Lori
Фото: Lori
У дистанционного общения между врачом и пациентом с 2018 года будет в России официальный статус. Как и где пациенты смогут получить телемедицинские услуги, разбирался РБК+.

Космический рост

Летом 2017 года в России был принят закон № 242-ФЗ о применении информационных технологий в сфере охраны здоровья, который придаст с января 2018 года телемедицинским услугам официальный статус.

«Индустрия телемедицины наконец-то получила необходимый импульс для развития», — говорит исполнительный директор компании «ТелеМед» Роман Маевский. Документ не разрешил врачам дистанционно ставить окончательный диагноз. Однако медики могут консультировать в режиме реального времени, проводить мониторинг состояния здоровья пациента при условии его первичного очного осмотра, корректировать лечение, а также выдавать справки, рецепты в электронном виде — согласно соцопросам, это самые популярные услуги среди граждан. В числе других важных нововведений закона — проведение отложенных консультаций, консилиумов, дистанционное изучение результатов лабораторных и клинических исследований. Для идентификации врачи и пациенты должны будут использовать электронную подпись или авторизацию через портал госуслуг. Ответственность за персональные данные пациента будут нести провайдеры.

В России, по оценке члена экспертного совета при «открытом правительстве» Владимира Гурдуса, объем рынка телемедицины находится в пределах 1 млрд руб. При этом компания «Мобильные медицинские технологии», разработчик онлайн-проектов в области здравоохранения, оценивает потенциал этого рынка в России в 18 млрд руб. По прогнозу Высшей школы экономики (ВШЭ), через пять лет рынок может вырасти до 45 млрд руб.

Тем временем глобальный рынок телемедицины растет примерно на 20% в год и, по данным американской P&S Market Research, уже составляет $18 млрд. К 2021 году, согласно прогнозу британской BBC Research, рынок увеличится до $55 млрд. Количество пациентов, пользующихся дистанционными медуслугами, вырастет к 2018 году до 7 млн (прогноз британской IHS).

Когда-то первыми «пациентами» телемедицины были советские собаки-космонавты Белка и Стрелка. Во время орбитального полета им дистанционно измеряли частоту пульса, давление, температуру, делали электро— и фонокардиограммы. Сегодня в телемедицине лидируют США — во многом благодаря разработкам NASA в космической связи. По оценке Американской телемедицинской ассоциации, в 2016 году в стране было проведено около 1,25 млн телеконсультаций.

Большинство за телемедицину

За последние два года ИТ-компании инвестировали в телемедицинские проекты в России более 1 млрд руб. Отраслью заинтересовались операторы связи («Ростелеком», «МегаФон», МТС, «ВымпелКом»), банки (Сбербанк, ВТБ), страховые компании. Работают сервисы «Яндекс.Здоровье», Ondoc, «Онлайн Доктор», «Педиатр 24/7». В частности, телемедицинские услуги предоставляет сеть клиник «Доктор рядом» Информация, которой обмениваются врач и пациент, защищается законом о персональные данных. Основное требование к медработникам — нахождение врача в помещении медорганизации по указанному в лицензии адресу. Со следующего года это станет необязательным.

По результатам опроса аналитического центра НАФИ, проведенного совместно с компанией «ТелеМед» (сентябрь 2017 года), получать медобслуживание дистанционно хотели бы не менее 61% россиян. При этом пользовался такой услугой только 1% опрошенных, 25% что-то слышали, еще 5% знают о дистанционных медуслугах, но пользоваться ими не приходилось.

Согласно данным НИУ ВШЭ, больше 80% россиян готовы получать удаленные консультации у своего лечащего врача, столько же готовы обращаться к незнакомым врачам для получения «второго мнения». «Всего за год нами оказано несколько тысяч телемедицинских консультаций. Спрос на них с каждым месяцем удваивается», — говорит гендиректор компании «Доктор рядом» Александр Пилипчук.

Обследование в киоске

Пациенту в скором времени может быть предложено посетить телемедицинские мини-кабинеты, оборудованные программными комплексами. Такие кабинки для связи с врачом в офисах могут устроить работодатели.

В местах с большим потоком людей могут появиться телемедицинские киоски — Сбербанк, например, вместе с интернет-сервисом по поиску врачей DocDoc планирует установить прототип такого киоска в одном из своих отделений. Компании «Эркафарм» и Doc+ подобные киоски оборудовали в аптеках «Озерки» и «Доктор Столетов».

Средняя стоимость телемедицинских услуг, приемлемая для потенциальных пользователей, по оценкам IPT Group, составляет 500–700 руб. за консультацию. Хотя компании уже демпингуют: например, первая консультация «Яндекс.Здоровье» с врачом в чате или по видеосвязи стоит 99 руб. Цена следующих консультаций — 499 руб. В целом же цены зависят от тяжести заболевания и авторитета врача. Так, услуга «второе мнение» заметно дороже, особенно если речь идет о консультации доктора из зарубежной клиники, — ее цена может варьироваться от $250 до $500. Среди наиболее популярных направлений консультирования эксперты называют педиатрию, гинекологию, дерматологию.

Дисциплина и экономия

Телемедицина позволит оказывать услуги экстренный помощи, особенно в отдаленных местах. Будет востребована она и пациентами, находящимися под диспансерным наблюдением, например с сердечно-сосудистыми и эндокринологическими заболеваниями. «Они дисциплинированные, привыкли себя контролировать», — говорит замдиректора по информационным технологиям ФГУП «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Олег Симаков.

Уже сейчас сервисы онлайн-медицины делают ставку на хронических больных и предлагают для них различные программы. Например, полугодичная программа «Онлайн-поддержка диабета» за 12 тыс. руб. включает в себя консультирование пациентов дежурным терапевтом и эндокринологом.

Другая потенциальная категория потребителей телемедицины — работники, обязанные проходить медосмотры. Депутаты Госдумы инициировали законопроект, предусматривающий обязательный предрейсовый телемедицинский осмотр водителей. Глава Минздрава Вероника Скворцова назвала инициативу перспективной.

На консультацию с известными врачами, в том числе иностранными, делают ставку в страховых компаниях, стараясь привлечь новых клиентов в секторе добровольного медстрахования.

По статистике Американской телемедицинской ассоциации, дистанционные консультации и мониторинг сокращают количество госпитализаций на 19%, а число очных консультаций — на 70%. Стоимость телеконсультации в России в шесть-семь раз ниже стоимости проезда и проживания пациента, приводят данные в Международном центре телемедицины.

Консультация после регистрации

С 2018 года всем медикам и клиникам, готовым оказывать телемедицинские услуги, предстоит зарегистрироваться в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Среди нерешенных вопросов — отсутствие порядка организации и оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий. Будет ли принят соответствующий документ до конца года, неизвестно.

Кроме того, Минздрав планирует ввести обязательную регистрацию программного обеспечения и других приборов, с помощью которых оказывается услуга в качестве медицинских изделий. Методики их сертификации пока тоже нет.

По оценке Минздрава, построение электронных систем и платформ потребует ежегодно минимум 8,5 млрд руб.

Открытым остается вопрос финансирования. Государство пока не вписало телемедицину в программу госгарантий, соответственно, услуга не покрывается полисами ОМС.

Инструменты Пациенты полюбили счет
Скачать Содержание
Закрыть