Компетенция , Весь мир ,  
0 

Меньше человеческого: как автоматы захватывают торговлю

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Одно из самых динамичных франчайзинговых направлений — вендинг. Автоматы недороги и способны торговать всем — от еды до услуг по подзарядке гаджетов. Минус — их часто обворовывают.

По оценке J’son & Partners, в 2015 году во всем мире работало 17,2 млн вендинговых аппаратов. К 2019 году их число, согласно прогнозу аналитиков, должно вырасти до 17,6 млн единиц. На Россию из этой массы приходится довольно скромное количество техники: в 2015 году в J’son & Partners оценивали парк вендинговой техники РФ в 165 тыс. штук, в 2016-м — в 240 тыс. В Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ) подсчитали оборот российского рынка вендинга и оценили его в $550 млн. Для сравнения: в куда меньшей по площади Великобритании, согласно данным EVA, еще пять лет назад насчитывалось 450 тыс. автоматов с совокупным оборотом €2 млрд. Рекордсменом отрасли выступает Япония. По данным местной ассоциации производителей вендинговых систем JVMA, в 2016 году 5,8 млн японских автоматов заработали почти $58 млрд.


Автоматы из прошлого

Точкой отсчета для вендинговой торговли принято считать 1888 год, когда бывший фотограф, крупнейший производитель жевательной резинки Томас Адамс установил на одной из железнодорожных станций Нью-Йорка первый аппарат по продаже своего продукта Tutti Frutti. Ассортимент автоматов сразу же стал расширяться. Спустя всего пару лет после Адамса американец Томас Эдисон установил на свой фонограф монетоприемник — получился первый в мире музыкальный автомат. Примечательно, что прототипы вендинговой техники (для продажи напитков) были показаны еще в середине XIX века на Всемирной выставке в Лондоне, а описания похожих устройств фигурируют в трудах греческого математика Герона Александрийского, жившего вообще в I веке.

В России первый вендинговый автомат появился в 1898 году в Санкт-Петербурге: установившие его кондитеры из товарищества «Жорж Борман» планировали торговать через него плитками шоколада по всему городу, но эти планы так и не воплотились в жизнь.


Впрочем, российский рынок до последнего времени демонстрировал неплохую динамику. Так, в 2016 году в компании «СИБА-Вендинг» приводили оценки в СМИ, что рынок автоматов в РФ заполнен лишь на 10%. До кризиса объемы индустрии, по данным EVA, росли на 20–25% ежегодно. В 2015 году, согласно J’son & Partners, рынок просел почти на четверть, до 7,8 млрд руб. (основную долю продаж составляли импортируемые итальянские аппараты Saeco и Necta). Впрочем, другие аналитики утверждали, что рынку помогло своевременное импортозамещение и переход многих игроков на автоматы российского производства. Генеральный директор компании i-Coffee (производитель кофейных автоматов) Евгений Рабчевский считает, что кризис уже миновал. «Было сильное падение, когда скакнул курс доллара. Тогда проседание было вне зависимости от того, что продавали автоматы — кофе, жвачку или игрушки. Это произошло из-за повышения себестоимости продукции, в том числе самих автоматов — они же импортные. Но прошел год-полтора, и рынок стабилизировался», — рассуждает Рабчевский. В J’son & Partners ожидают, что на докризисный уровень продаж аппаратов российский рынок выйдет в 2020 году.

Получишь результат

Хотя торговля через все автоматы страны не дотягивает и до полутора процентов объема розничных продаж в России (29,8 трлн руб. в 2017 году, по данным Росстата), вендинговый бизнес привлекает многих, ведь для входа в него нужен небольшой стартовый капитал. Так, торговый автомат стоит 100–300 тыс. руб. Однако за 60–80 тыс. руб., по данным НААТ, можно купить и бывший в употреблении аппарат. «Некоторые компании в кризис перешли на более дешевые автоматы, но начал активно жить и вторичный рынок», — говорит Евгений Рабчевский. Поскольку товарная наценка в вендинге в большинстве случаев превышает 100%, окупаемость автомата составляет от нескольких месяцев до года или полутора. При этом у владельца нет необходимости в значительных складских и офисных помещениях — зачастую достаточно одного квадратного метра арендованной площади да места под несколько ящиков с товаром. Наконец, вендинг прост с юридической и налоговой точек зрения (достаточно оформить ИП и платить, скажем, единый налог на вмененный доход) и в идеале позволяет рассчитывать на пассивный доход. Преимущества вендинга привели к постепенному «расползанию» торговых автоматов за пределы двух российских столиц. По данным консалтинговой компании EMTG, 55% вендинговой техники сейчас установлено в российских регионах. Популярности способствует и то, что вместе с техникой все чаще предлагается бизнес-начинка — часть автоматов все активнее продается по франшизе.

Согласно данным EMTG, половина техники реализует горячие напитки (в основном кофе), еще 40% — снеки и другие закуски, 10% — иные товары. В этом смысле российский рынок не уникален: в Японии половина вендинговых продаж также приходится на напитки, а флагманом торговли кофейные и снековые автоматы выступают во всем мире. Эту ситуацию учитывают и российские поставщики франшиз. К примеру, компания «Доброе кафе», судя по данным на ее сайте, предлагают развернуть сеть «автоматических кофеен» (на базе автоматов Westomatic Sigma, варящих зерновой кофе), обещая в рамках франшизы обучение, программу бухучета и возврат вложений за полтора-два года. Впрочем, и вложения в эту франшизу немаленькие — от 800 тыс. руб. Куда дешевле (около 300 тыс. руб.) аппарат SportBar от производителя i-Coffee, который предлагает продавать по франшизе спортивные коктейли по 100 руб. (при себестоимости компонентов 39 руб.) с полугодовой окупаемостью и отсутствием роялти. Еще более дешевый входной билет обещают производители автоматов для продажи молочных и кислородных коктейлей, мороженого и спортивного питания из компании «Ясен» (от 150 тыс. руб.). К слову, владельцы вендинговых франшиз, как правило, не взимают роялти и паушальных взносов, так как зачастую выступают либо производителями автоматов, либо рассчитывают на плату за их ремонт и обслуживание.

При этом на рынке постоянно открываются новые ниши для автоматического сбыта товаров и услуг. Так, бренд «Мангустин» за 239 тыс. руб. предлагает технику для продажи мелких детских игрушек в капсулах, обещая при четырехчасовой занятости в неделю и наценке 200% полугодовую окупаемость. Сразу несколько компаний (Boft, Fotomatik, Instamat, Chic Chic) предлагают получить по франшизе автомат, печатающий фотографии с гаджетов или из соцсетей (за 250–350 тыс. руб.). Правда, представитель компании «Новые вендинговые системы» (поставляет автоматы «Мангустин») Константин Старкин сомневается, что такие устройства печати «можно рассматривать как приносящий прибыль бизнес — это, скорее, просто дорогие гаджеты».

Не меньше конкуренция и среди поставщиков вендинговых зарядных станций для гаджетов, устанавливаемых в кафе или аэропортах (iChange, Energy Box, Mobile Charger HoReCa, Pocket Power, Jast Charger). А сеть интим-салонов «Розовый кролик» даже запустила в торговых центрах Санкт-Петербурга продажу через свои автоматы презервативов, наручников и смазок под лозунгом «Укрепление семьи». Впрочем, судя по отзывам в СМИ, такие аппараты смущают как раз некоторых семейных граждан. Однако саму идею — продажи через вендинговые машины контрацептивов — в октябре 2017 года выдвигала Федеральная антимонопольная служба в целях борьбы с распространением ВИЧ в России. Кстати, это не единственный случай, когда поддержку вендинговому бизнесу оказывают чиновники. Так, столичные власти в 2014 году поддержали развертывание в городе сети из 4 тыс. автоматических киосков «Все сам» (взамен старых торговых павильонов).

Взять кассу

По словам участников вендингового бизнеса, торговые автоматы частенько обворовывают (в том числе собственный персонал), их портят вандалы, из-за чего аппарат проблематично разместить, скажем, на улице — один из таких автоматов на ВДНХ был однажды отправлен нетрезвыми десантниками в фонтан. Во-вторых, для успешного бизнеса необходим не один, а сразу несколько работающих автоматов. Наконец, часть наиболее выгодных мест для аппаратов находится на территориях муниципальных учреждений (например, в вузах, больницах и школах), а там их установка регулируется несговорчивыми чиновниками согласно городской схеме размещения нестационарных торговых объектов.

Но все эти сложности меркнут по сравнению с грядущей обязанностью монтировать в торговых автоматах онлайн-кассы. «Многие переживают из-за дополнительных расходов и того, как вообще сопрягать такие кассы со своими автоматами», — поясняет Константин Старкин. Евгений Рабчевский соглашается, что «некоторая паника на рынке есть, но она небольшая». В феврале 2018 года Госдума приняла поправки в законодательство, освобождающие владельцев автоматов от обязанностей печатать чек и отправлять его покупателю. Однако к июлю 2018 года им все равно придется оснастить аппараты устройствами, передающими сведения обо всех операциях в налоговую службу. По данным НААТ, такая техника обойдется в 30–40 тыс. руб. в пересчете на каждый торговый автомат и приведет к «значительному сужению рынка». Консультации по этому поводу в Госдуме продолжаются. Константин Старкин надеется, что законодатели разрешат представителям индустрии «хотя бы ставить онлайн-кассу на общем сервере всей сети автоматов». Евгений Рабчевский прогнозирует, что рынок кофейных автоматов после июля 2018 года, в частности, может просесть на 30%. Однако эксперт считает, что ситуация на рынке все равно выправится за счет появления «новых направлений в вендинге и новых стартапов»; он приводит в пример, скажем, набирающие популярность автоматы по продаже обычного молока.

Между тем будущее рынка вендинга эксперты также связывают с распространением «умных» автоматов с телеметрией и удаленным управлением. По мнению аналитиков из Berg Insight, если в 2015 году в России было 19 тыс. таких аппаратов, то к 2020-му их число может вырасти до 56 тыс. единиц. С учетом того, что в J’son & Partners ожидают рост общего числа вендинговой техники до 290 тыс. штук, телеметрией в России к тому времени будет охвачено 20% рынка.

Содержание
Закрыть