Решения , Весь мир ,  
0 

Предсказуемый тариф: что необходимо для реформы теплоснабжения

Фото: Сергей Николаев/ТАСС
Фото: Сергей Николаев/ТАСС
Поправки в закон о «О теплоснабжении» были приняты около года назад. Что изменилось?

Главные препятствия для привлечения инвесторов на рынок теплоснабжения — длинные сроки окупаемости проектов и непредсказуемые тарифы. Изменить ситуацию призван закон об «альтернативной котельной». О том, как идет реформа теплоснабжения, говорили участники круглого стола «Актуальные задачи реформы российского теплоснабжения в перспективе 2025» на Красноярском экономическом форуме 13 апреля.

Реформа как осознанная необходимость

Поправки в закон «О теплоснабжении», законодательно закрепившие понятие альтернативной котельной, были приняты в июне 2017 года. По новым правилам цена тепловой энергии будет рассчитываться исходя из того, сколько могла бы стоить 1 Гкал тепла для потребителей, если бы они построили собственную котельную. В ходе обсуждения один из инициаторов законопроекта, депутат Госдумы Виктор Зубарев, высказал мнение, что так называемый закон об альтернативной котельной «получился взвешенным и работоспособным», «он учитывает интересы как теплоснабжающих компаний, так и простых потребителей». «Плановый и прогнозируемый рост тарифов не выше инфляционных значений должен обеспечить нам, нашим детям и внукам качественное теплоснабжение», — добавил депутат.

По словам замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, закон об альтернативной котельной стал частью масштабной реформы отрасли. «С 2000 года аварийность теплоснабжения в России сократилась в 18 раз, а по итогам прошлого года — на 40%. Несмотря на радикальное сокращение прошлого года, мы видим, что в эту зиму аварий стало меньше еще на 15%», — сказал он. По словам замминистра, первым важным этапом реформы стало принятие закона о концессиях. «Четыре года назад мы запустили концессии в ЖКХ, однако если в дорожном строительстве они пользовались популярностью, то ЖКХ частный инвестор боялся как черт ладана. В итоге мы «донастроили» концессионное законодательство, и эта модель заработала», — рассказал Андрей Чибис. По его словам, в новой модели вся инфраструктура находится в государственной собственности, а инвестор обязан ее модернизировать по четким целевым показателям и в соответствии с долгосрочной тарифной формулой.

Первым пилотным регионом, где будет внедрен принцип альтернативной котельной, станет город Рубцовск в Алтайском крае. Модернизация системы теплоснабжения там началась в прошлом году. «В городе было две котельные: одна — закрытого тракторного завода и другая — Южная тепловая станция. Первая была технически изношена, а на второй были постоянные проблемы с проведением ремонта, не говоря уже об инвестициях в развитие основных фондов. В такой ситуации правительство Алтайского края обратилось за помощью в Сибирскую генерирующую компанию (СГК)», — рассказал мэр Рубцовска Дмитрий Фельдман. По его словам, компания проанализировала общую ситуацию и приняла решение о реализации в регионе инвестиционного проекта. Теперь Рубцовск отапливается от единой Южной тепловой станции. Была проведена работа по объединению двух контуров, были усилены мощности на Южной станции, чтобы можно было обеспечить весь город теплом. «Вся программа была рассчитана на два года, но обстоятельства складывались так, что у нас этого времени не было, и СГК выполнила весь комплекс работ за девять месяцев. Мы прожили и доживаем отопительный сезон 2017/18 в новых условиях», — рассказал он. По словам мэра, этот опыт показал, что надо доверять инвестору. «Как только мэрия Рубцовска и СГК обратились к нам с предложением по реализации проекта, мы с этого момента стали сопровождать этот проект. Он важен и перспективен во многих отношениях», — заявил замминистра экономического развития Алтайского края Анатолий Нагорнов. По его словам, в настоящий момент региональные власти думают над внедрением новой методики расчета тарифов для модернизации теплоснабжения уже в Барнауле и Новоалтайске, который также входит в единую барнаульскую агломерацию.

Новые регионы

В будущем Сибирская генерирующая компания готова реализовывать такие проекты и в других городах. В частности, как стало известно на форуме, она планирует вложить десятки миллиардов рублей в развитие энергетической системы Красноярска. Программа модернизации предусматривает увеличение мощностей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 и повышение экологичности производства тепла. В рамках программы компания установит на ТЭЦ-1 турбину мощностью 110 МВт и реконструирует четыре котла для увеличения их эффективности. На ТЭЦ-3 рассматривается возможность установки второго энергоблока мощностью 185 МВт и 270 Гкал/ч. По словам Михаила Кузнецова, развитие энергосистемы Красноярска позволит решить сразу нескольких проблем, в том числе строительства доступного жилья. «Несмотря на кризис, темпы ввода жилья достаточно устойчивы. Как производителя тепла, меня это не может не радовать, но пройдет еще пять-семь лет, и город может столкнуться с дефицитом таких площадок», — заявил он. По его оценке, модернизация красноярских ТЭЦ позволит городу постепенно избавиться от небольших котельных, которые вносят большой «вклад» в загрязнение окружающей среды. Это важное событие для красноярцев, сказал Виктор Зубарев. В Красноярском крае экологические проблемы стоят весьма остро, добавил он, поэтому очень важно, что СГК учла экологические требования губернской власти. «Оказывается, при определенном подходе можно найти решение», — сказал Виктор Зубарев.

Еще один проект СГК планирует реализовать в Абакане. В рамках проекта предполагается провести тепломагистраль от Абаканской ТЭЦ до Черногорска (Хакасия), по которой город будет бесперебойно обеспечиваться теплоснабжением; объем инвестиций в проект достигнет 2 млрд руб. Реализация проекта позволит вывести из эксплуатации три городских котельных, которые находятся на грани банкротства и не в состоянии полноценно обеспечивать Черногорск теплом. Михаил Кузнецов пообещал, что проект будет реализован в максимально короткие сроки.

Главное — предсказуемость тарифов

Ключевым фактором в привлечении инвестиций по-прежнему остается предсказуемость тарифов. «В каждом, даже внешне благополучном городе есть проблемы, которые нужно решать. Для любого крупного города от 700 тыс. человек у нас готова инвестиционная программа объемом 10 млрд руб.», — уверяет Михаил Кузнецов. По его словам, чтобы начать действовать, многим не хватает веры в будущее. «Любая коммерческая деятельность предполагает расчеты окупаемости, у нас проекты крупные — обычно их окупаемость достигает десяти лет. Чтобы обеспечить возвратность средств, нам надо понимать, что условия не изменятся за десять лет», — рассказал генеральный директор СГК. По его словам, действующее тарифное регулирование не может дать такой гарантии, и оно «недружелюбно» по отношению к инвестициям. «Для реализации крупных проектов нужны по-настоящему долгосрочные и предсказуемые тарифы, которые предусматривают возврат инвестиций. В каждом муниципалитете есть свои проблемы, но именно непредсказуемость тарифов объединяет все регионы страны», — добавил он.

В правительстве РФ согласны с такой оценкой. «В России до сих пор дешевые энергоносители, а стоимость денег выше, чем в европейских странах, поэтому сроки окупаемости таких проектов очень высоки. Если бы энергоносители были дороже, то сроки возврата инвестиций тоже бы сократились», — заявил директор департамента регулирования тарифов Минэкономразвития Дмитрий Вахруков. По его словам, между ведомствами есть взаимопонимание, что долгосрочные тарифы должны рассчитываться на семь—десять лет. «Мы готовим модель эталонных тарифов. Надо упростить работу бизнеса и регулирующих органов, внедрить дополнительные модели регулирования — это оптимальный путь, по которому надо идти, предлагая бизнесу новые условия. Тарифную формулу не вправе поменять ни областное правительство, ни губернатор», — добавил, в свою очередь, замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

Инструменты «В лидеры выходят компании, способные быстро внедрять цифровые решения»
Скачать Содержание
Закрыть