Со вступлением в силу в начале этого года закона № 242-ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере здравоохранения» (закон о телемедицине) этот вид работы в сфере здравоохранения, по сути, получил официальный статус. Закон легализует применение таких практик, как медицинские онлайн-консультации и консилиумы, выписку электронных рецептов (норма вступит в силу в 2019 году) и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента.
Чтобы документ заработал полностью, регулятору еще предстоит определить порядок дистанционного взаимодействия врача с пациентом, уточнить требования к электронным подписям сторон, обеспечить конфиденциальность медицинских данных. А также разработать механизм регулирования доступа участников рынка к единой площадке электронных медуслуг, развитие которой предусмотрено законом.
В ноябре прошлого года, в частности, Минздрав РФ утвердил порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (приказ № 965Н от 30.11.2017). Однако Национальная телемедицинская ассоциация, созданная в августе прошлого года и предлагавшая ранее регулятору собственный вариант регламента работы участников рынка, выступила с критикой установленного порядка оказания услуг.
Дело в том, что оказывать медицинские услуги дистанционно, согласно регламенту, могут только участники Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), подключиться к которой частные медцентры сейчас не могут, поскольку нет документов, регулирующих процесс такого подключения.
Вызывает критику и ряд других норм. Например, закон запрещает ставить дистанционно окончательный диагноз и назначать лечение, даже если для врача очевидно все, что происходит с пациентом. То есть на первичный прием пациент должен прийти очно, что совсем неудобно для пациентов из удаленных регионов, которым телемедицина в принципе нужна для доступа к столичным светилам.
Однако само по себе введение правовых основ для использования телекоммуникационных технологий в медицине спустя 15 лет после первых попыток цифровизации системы здравоохранения — очевидный драйвер развития рынка.
Доступная помощь
Важным официальное признание телемедицины представляется прежде всего для пациентов из удаленных от центра точек страны: теоретически теперь они смогут получать второе мнение врача, назначение на обследования и анализы, рекомендации по лечению через интернет. У пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями должна появиться возможность консультироваться со специалистами из лучших клиник страны, не выходя из дома.
Точных данных о том, насколько велика общая неудовлетворенная потребность граждан России во врачебной помощи и какое количество таких случаев может быть решено с помощью телеконсультаций, нет.
Российская система здравоохранения по соотношению затрат обязательного медицинского страхования (80%) и личных средств граждан (20%) очень похожа на британскую модель, считает генеральный директор компании «Мобильные медицинские технологии» (ММТ), руководитель сервисов «Педиатр 24/7» и «Онлайн доктор» Денис Юдчиц. «Если ориентироваться на английские данные, то можно прогнозировать, что к 2022 году телемедициной будет охвачено примерно 20% населения России, то есть чуть менее 30 млн пользователей», — приводит свою оценку потенциала рынка эксперт.
По его словам, услуги телемедицины уже сейчас стали занимать нишу розничного дополнительного медицинского страхования (ДМС). В своем изначальном виде услуга оказалась крайне невыгодна страховщику: оказалось, если человек готов заплатить внушительную сумму за годовой полис ДМС, то, скорее всего, он уже серьезно болен. Однако есть категория людей, которым недостаточно стандартного полиса обязательного медицинского страхования (ОМС), чтобы покрыть потребности в медпомощи, а работодатели не предоставляют им полис ДМС. Для таких клиентов ММТ совместно с «ВТБ Страхование» стали предлагать пакет услуг «Личный доктор»: десять онлайн-консультаций обходятся примерно в 3500 руб. В прошлом году пакет услуг за собственные средства приобрели более 200 тыс. человек. Отечественный рынок телемедицины через пять лет может вырасти до 45 млрд руб., прогнозируют в НИУ ВШЭ.
Глобальный рынок таких услуг растет примерно на 20% в год и уже достиг $18 млрд, по данным P&S Market Research. В США, по данным этой компании, 30 млн пользователей имеют доступ к телемедицине.
Провайдеры и сервисы
Более половины частных клиник, участвовавших в исследовании рынка коммерческой медицины в России за 2016-й — первую половину 2017 года, проведенном EY, активно изучают вопрос внедрения телемедицины в своей организации: 37% ведут переговоры или уже начали реализовывать проекты, а 15% взвешивают потенциальные возможности.
Российские компании немедицинского профиля активно инвестируют в телемедицинские проекты. Мобильное приложение «Яндекс. Здоровье», например, было запущенно в конце 2016 года. Оно позволяет записываться к врачам платных клиник, а проект Doc+ («Яндекс» и Baring Vostok Private Equity Fund вложили в него $10,5 млн) — получить дистанционную консультацию врача меньше чем за 500 руб.
Сбербанк год назад купил 80% (2,3 млрд руб.) онлайн-сервиса записи к врачам в коммерческих клиниках DocDoc. Банк рассчитывает, создавая полноценную e-health платформу, объединяющую телемедицину, электронную медицинскую карту, «второе мнение» и доставку лекарств, получить порядка 60% нового рынка.
Mail.Ru в апреле объявила о запуске сервиса «Все аптеки»: который позволяет найти нужное лекарство по лучшей цене, заказать его и получить в ближайшей аптеке.
О начале стратегического сотрудничества с группой компаний «Медси» и запуске телемедицинской платформы SmartMed, на основе которой планируется развивать сразу несколько сервисов, недавно объявил оператор сотовой связи МТС. Уже готово приложение SmartMed для смартфонов. Оно позволяет консультироваться с врачами по видеосвязи, вызывать врача, в том числе неотложную помощь, на дом и записываться на очные приемы в клиники, а также хранить медицинские данные в смартфоне в защищенном виде.
В ту же сторону смотрят и другие участники телекоммуникационного рынка. В личном кабинете «Билайн», например, появилась новая функция, позволяющая напрямую обращаться к врачам как за первым, так и за вторым мнением. Пока она работает в тестовом режиме.