По прогнозу ООН и Всемирного банка, к 2030 году у каждого жителя планеты будет официальный цифровой идентификатор, или ID. Уже сегодня программы национальных цифровых ID развивают в Италии, Бельгии, Норвегии, Дании, Турции, Японии и других странах Азии, а также Ближнего Востока и Латинской Америки.
Защиту цифровой «личности» обеспечивают технологии идентификации. По данным американской Acuity Market Intelligence, более половины стран — членов ООН выдают биометрические паспорта. По данным МВД РФ, за восемь месяцев этого года было выдано 2,4 млн биометрических загранпаспортов — на 43% больше, чем за аналогичный период 2017-го. К 2030 году в стране планируется переход на паспорта в виде пластиковых карт.
В 2018 году в России стартовало сразу несколько проектов по сбору персональных биометрических данных. Банк России и «Ростелеком» запустили Единую биометрическую систему (ЕБС), которая позволит гражданам, сдавшим образцы голоса и лица, получать банковские сервисы дистанционно. К концу 2019 года практически все банки должны обеспечить клиентам возможность сдать такие образцы в своих отделениях. Параллельно Ассоциация разработчиков систем искусственного интеллекта готовит проект создания национального оператора биомедицинских данных.
Формирование баз данных по группе наиболее распространенных заболеваний займет от трех до пяти лет, прогнозируют в Российской венчурной компании (РВК), при поддержке которой была образована ассоциация «Национальная база медицинских знаний».
Главным драйвером развития биометрических технологий в мире являются госинициативы, направленные на обеспечение национальной безопасности, говорится в «Обзоре международного рынка биометрических технологий и их применения в финансовом секторе» (2018) ЦБ.
Биометрия уже применяется на выборах для идентификации избирателей и исключения мошенничества. Подобный опыт имеется в Бразилии и других странах Латинской Америки (в том числе в Мексике, Венесуэле, Боливии), а также в ряде стран Африки (например, в Конго, Кении, Нигерии и Камеруне). Варианты введения биометрической идентификации на избирательных участках рассматривают и в России.
Однако наблюдается переход от традиционного использования биометрии в системах госбезопасности к коммерческому и пользовательскому применению, отмечают авторы отчета ЦБ РФ. В ближайшие пять—семь лет рынок биометрических систем будет активно развиваться именно в коммерческом сегменте, прогнозирует специализированный ресурс FindBiometrics.com.
Идентификация в коммерческих целях
По оценкам международной компании J’Son & Partners, к 2022 году доля коммерческих кейсов использования биометрии глобально составит около 55%, из них более 30% придется на финансовый сектор.
По словам директора по цифровой идентичности компании «Ростелеком» Ивана Берова, широкое распространение в банках биометрия получает благодаря двум ключевым преимуществам — безопасности и удобству использования. Например, в рамках Единой биометрической системы клиентов будут распознавать по голосу при звонке в банк.
Уже сегодня финансовый сектор является третьим по величине рынком для биометрических систем: по данным ЦБ, его доля составляет около 15%; доля сегмента здравоохранения — 9%, ретейла — порядка 5%.
Ключевой биометрической функцией смартфона пока является распознавание отпечатков пальцев. Согласно оценкам тайваньской Digitimes Research, в 2017 году поставки устройств с датчиками отпечатков пальцев составили 64% объема мирового рынка смартфонов, а к 2020 году их проникновение превысит 75%. В скором времени получат распространение камеры, которые позволяют сканировать отпечатки пальцев бесконтактным способом, отмечают аналитики ЦБ.
Количество мобильных устройств с функциями биометрии с 2016 по 2022 год, по оценке британской Juniper Research, увеличится почти в пять раз и достигнет 760 млн единиц. По прогнозам J’son & Partners, мировой рынок мобильной биометрии будет расти со среднегодовыми темпами 34% и его объем к 2022 году достигнет $47 млрд.
Внедрение механизма удаленной идентификации на финансовом рынке России, отмечается в отчете ЦБ, будет способствовать цифровизации и других секторов экономики.
Рынки применения
В медицине биометрия используется для мониторинга, идентификации пациентов без ID (например, без паспорта), а также в рамках национальных программ идентификации носителей ВИЧ по отпечаткам пальцев (действует в Африке). Одна из самых крупных национальных баз ДНК (более 5 млн профилей) уже сформирована в Великобритании.
В ретейле с помощью биометрических технологий оплачивают покупки, осуществляют мониторинг поведения покупателей в целях предотвращения краж и повышения их лояльности благодаря релевантным предложениям и промоакциям.
По подсчетам Juniper Research, объем транзакций в мобильных устройствах с помощью биометрических технологий к 2023 году глобально превысит $2 трлн — это в 17 раз больше прогнозного показателя 2018 года ($124 млрд). Быстрее всего будет расти количество удаленных транзакций (свыше 48 млрд к 2023 году, или 57% от общего числа). Для сравнения: по итогам этого года доля транзакций с биометрическим подтверждением прогнозируется на уровне 28%.
В офисах биометрия вытесняет привычные магнитные карты, PIN-коды и пароли для идентификации сотрудников в системах безопасности, а также используется для учета рабочего времени и контроля дисциплины труда. В парламенте Аргентины, например, по результатам перехода на биометрию с начала 2018 года было выявлено до 700 сотрудников, периодически прогуливающих работу. Фитнес-клубы уже заменяют клубные карты системами распознавания клиентов по лицу.
Американская Tractica прогнозирует, что мировой рынок биометрии в целом будет расти до 2025 года на 22,9% ежегодно и составит более $15 млрд. К этому времени каждый третий новый автомобиль будет оснащен биометрией, прогнозируют исследователи компании Frost & Sullivan, что обеспечит повышение уровня безопасности на дорогах.
Технологии будут помогать с навигацией и управлением транспортными средствами. Другие подключенные устройства (интернет вещей, IoT) также будут использовать биометрические решения, ожидают в агентстве ResearchAndMarkets. В «умных» домах уже работает голосовое управление освещением и температурой. Потребительскую электронику (смартфоны, планшеты, фитнес-браслеты, «умные» часы и другие носимые устройства) будут все активнее оснащать сенсорами отпечатков пальцев, и объем только этого сегмента вырастет почти до $10 млрд к 2024 году.
В России, по прогнозам компании ЦРТ, рынок биометрической идентификации вырастет до $325 млн к 2019 году; в перспективе получат распространение такие надежные идентификаторы личности, как 3D-модель лица, радужная оболочка глаза и рисунок вен.
Консолидация данных
Пока каждая организация собирает собственную базу биометрических данных для решения локальных задач, говорит Иван Беров. Однако и в России, и в мире, по его словам, наблюдается тенденция к их консолидации: преимуществом такого подхода в первую очередь являются простота реализации конечных кейсов использования и безопасность хранения данных. Хранение биометрии в локальных базах повышает риск кражи цифровых идентификаторов, и гарантировать безопасность данных в десятках организаций, куда граждане соглашаются предоставить свои данные, сложно.
По данным «Ростелекома», сейчас с ЕБС взаимодействуют более ста банков, а создать цифровой образ можно более чем в 120 городах по всей России.
Уже при текущем объеме данных важно создавать однозначные связи между данными из разных источников, говорит генеральный директор VisionLabs Александр Ханин. Это, по его словам, позволит актуализировать существующую информацию и получать новые данные с большим количеством связей.
Крупнейшая в мире система полноохватной идентификации (AADHAAR) уже реализована в Индии — на начало 2018 года в ней были зарегистрированы 1,19 млрд человек, или 99% населения страны старше 18 лет. В системе хранятся фотография, отпечатки всех десяти пальцев, сканы радужной оболочки обоих глаз и стандартные персональные данные (ФИО, дата и место рождения, пол, адрес проживания, номер телефона, адрес электронной почты). Все эти данные привязаны к 12-значному идентификационному номеру, который используется при работе с различными государственными и частными сервисами.
Е-Gates в Европу
Евросоюз вводит электронный контроль (на основе отпечатков пальцев и по лицу) за пересечением границ стран-участниц. Речь идет почти о 1,8 тыс. пунктах, а также международных воздушных и морских портах. На Европу, по оценкам агентства Acuity, приходится около 36% всех установленных в мире биометрических систем e-Gates (еще около 40% — на страны Азии). К 2020 году их количество в мире вырастет до 6 тыс.
Кроме того, в странах ЕС реализуется пилотная программа EU’s Smart Borders Initiative, предписывающая гражданам из других регионов идентификацию по лицу, радужной оболочке глаза и отпечаткам пальцев одновременно. В программе участвуют шесть аэропортов: Arlanda (Швеция), Charles de Gaulle (Франция), Frankfurt (Германия), Lisbon (Португалия), Madrid (Испания) и Schiphol (Нидерланды).