— Как меняются подходы к доставке продуктов и услуг в цифровой экономике? Какой вы видите сегодня роль цифровых торговых площадок?
— Традиционно для покупки товара мы шли в магазин, тратили время на поиски и покупали то, что удалось найти, а не то, что искали. Покупателю было важно увидеть и потрогать товар. Современные пользователи, рожденные в эпоху цифровизации, хотят покупать товар не вставая с дивана, используя интерактивное взаимодействие. Сейчас в интернете качественный товар по доступной цене с доставкой на дом становится практически стандартом. При этом потребности возрастают, и покупатель хочет найти все и сразу в одном месте. Это касается как b2c-, так и b2b-рынка. На передний план у торговых площадок выходят задачи аналитические и технологические, логистические (удобная надежная доставка, взаимодействие участников и контрагентов) и вопросы доверия.
Во-первых, цифровизация торговли все более значима для потребителей. Во-вторых, переход торговли в цифровое пространство дает возможность снизить издержки на логистику, а следовательно, и цены, а также обеспечить доступ к более широкому спектру товаров и услуг.
Электронные торговые площадки позволяют снизить стоимость закупок сельхозпродукции, например, до 25%, а по некоторым отраслям и продуктам еще более значительно (данные Российского государственного аграрного заочного университета).
В парадигме маркетплейса небольшие компании или индивидуальные предприниматели становятся заметными игроками на рынке и получают возможность больше масштабировать свои товары и услуги, осуществляя выход на локальные и региональные рынки. В существующих условиях экономики развитие малого и среднего предпринимательства в целом будет гораздо менее эффективным без цифровых торговых площадок.
В отличие от обычного электронного магазина технологии маркетплейса предоставляют возможности для развития кооперации широкого круга участников, включая логистические услуги, финансирование, страхование, взаимодействие с государственными структурами.
Таким образом, площадка-маркетплейс является не только технологической платформой, но и информационным ресурсом, который позволяет компаниям, находящимся вне информационной инфраструктуры, получить ее по требованию.
Следует отметить такой важный момент, как обеспечение финансовой безопасности и для поставщиков, и для потребителей. Маркетплейс должен гарантировать исполнение взятых на себя обязательств всеми сторонами и выступать как своего рода контролер качества поставляемых товаров и услуг.
Цифровые торговые площадки могут стать одним из цифровых инструментов в решении государственных задач региональных экономик по развитию малого и среднего бизнеса, помогая снизить нагрузку на производителей по реализации продукции, обеспечить прозрачность ценообразования для потребителя, стать достоверным источником информации при планировании производства, формировании программ поддержки и целевого финансирования.
— Насколько такие площадки распространены? Какие можно выделить их специфические черты в России?
— Цифровой канал продаж во всем мире становится основным для все большего количества товаров. Согласно данным Statista, оборот мировых продаж через интернет в 2017 году составил $2,3 трлн, а к 2021 году ожидается увеличение практически в два раза, до $4,5 трлн, при этом доля электронной коммерции в общем объеме мировых розничных продаж увеличится с 10,2 до 17,5%.
По данным исследования Forrester Research, добавление e-commerce-канала позволило увеличить годовую выручку 89% b2b-компаний.
Цифровые платформы, в том числе предлагающие «все в одном окне» (как, например, Alibaba), эффективно работают в разных странах. Например, в США магазины постепенно превращаются в выставочные залы, а большинство закупок производится через интернет. В таких странах, как Китай и Индия, создание маркетплейсов является важной частью стратегии развития локальных экономик.
Россия тоже движется в схожем тренде — достаточно посмотреть, как по Москве каждый день перемещаются курьеры, чтобы кому-то что-то доставить. Однако до сих пор нет централизованных российских площадок, где покупатель мог бы видеть всю гамму предложений и эффективно сравнивать их. Мы, скорее, находимся на этапе перехода от ларьков к супермаркетам, а до полноценной «цифры» еще не дошли.
С другой стороны, уже сегодня мы наблюдаем существенные шаги со стороны государства и финансовых организаций в сторону запуска цифровых национальных торговых площадок. Тут может быть два сценария развития: либо появятся эффективные отечественные площадки, либо начнут доминировать глобальные игроки. Существующие американские, китайские или европейские площадки пока не вполне учитывают российскую специфику. И это оставляет нам как разработчикам маркетплейсов пространство для маневра. При этом диапазон используемых нами технологий широк: мы работаем и с зарубежными решениями, такими как IBM Watson Commerce, и с разработчиками специализированного российского ПО и Open Source. Работу нашего департамента электронной коммерции мы считаем приоритетной для развития компании «Интерпроком».
В России мы видим большие перспективы для маркетплейсов, в нашей стране существенно больше бизнеса, который хотел бы масштабироваться через такой инструмент, хотя бы в силу протяженности страны. Скажем, Тамбовская, Орловская или Калининградская области — каждая из них примерно как одна европейская страна. При этом, в отличие от Европы, население здесь достаточно сильно распределено. Ситуация подталкивает локальных поставщиков к тому, чтобы консолидироваться, делать себя видимыми игроками рынка через интернет, доносить информацию о своих товарах и услугах с максимальным охватом аудитории.
— Каковы технологические факторы успеха цифровой торговой площадки? Какие инструменты становятся обязательными?
— Чрезвычайно важна правильная организация цифрового маркетплейса. Это подразумевает создание уникального позитивного клиентского опыта, включая интуитивно понятный интерфейс и навигацию, удобный контекстный поиск товаров и услуг, возможность формировать наилучшее предложение для покупателей, например на основе анализа истории покупок или по виш-листам.
Также нужны доступ к сервисам с мобильных устройств, бесперебойная работа 24/7, контроль качества товаров и услуг и выполнение финансовых обязательств участников, наличие широкого набора инструментов маркетирования и продаж. Необходимо предоставление ряда других сервисов, использующих цифровые возможности, недоступных в форматах офлайн торговых комплексов.
Отдельно следует оговорить потребность в инструментарии прогнозной аналитики, который позволяет делать оценку спроса и ценовой конъюнктуры по различным категориям товаров и услуг с учетом влияния внешних факторов. Перенося все операции на маркетплейс, важно обеспечить в том числе интеграцию систем маркетплейса с бэкофисными системами контрагентов. Оператор площадки должен предоставить удобный и безопасный в использовании интерфейс для подключения и работы поставщиков товаров и услуг как для небольших компаний, так и для крупного бизнеса.
При этом для самой площадки не имеет значения, что именно продавать — реальный товар или цифровой, скажем облачный сервис.
— Как могут эволюционировать маркетплейсы в ближайшие годы?
— Успешные площадки будут максимально отслеживать и учитывать данные своих покупателей. Многофакторный анализ поведения и потребностей участников рынка будет реализовываться с помощью механизма нейронных сетей. Эта технология уже в среднесрочной перспективе станет обязательной для электронной коммерции.
В свою очередь, технология блокчейн в рамках торговой площадки позволяет обеспечивать эффективность и безопасность финансового взаимодействия. Собственно, сама площадка поможет в дальнейшем отработать использование смарт-контрактов, применение виртуальных валют, а также построить надежную и честную систему рейтингования поставщиков и потребителей товаров и услуг.
В условиях российского рынка такого рода площадки должны быть серьезно интегрированы с различного рода государственными регуляторными системами, чтобы контролировать наличие необходимых лицензий, сертификатов, а также оперативно выявлять недобросовестных производителей, банкротов и мошенников.
Маркетплейс может стать и своего рода надзорным механизмом, отслеживающим риски и потенциальные возможности поставщиков, исполнителей, потребителей. Доверенная площадка будет предотвращать нештатные ситуации, гарантированно обеспечивая доставку услуг или товаров.