— Аналитики международной компании Newzoo утверждают: глобальная игровая индустрия к 2021 году вырастет на 10,3% и достигнет $180 млрд. Какую долю в мировой аудитории геймеров занимает Россия?
— Людей, которых можно назвать геймерами, по некоторым исследованиям, насчитывается более двух миллиардов человек во всем мире. Но вот назвать статистику по России — сколько людей здесь играют в игры — довольно затруднительно. К тому же само понятие «геймер» все толкуют по-разному. Кто-то не делает различий между теми, кто изредка «лопает шарики» по дороге с работы, и теми, кто тренируется за компьютером по восемь—десять часов каждый день, чтобы выигрывать миллионные призовые на международных соревнованиях. Больше, разумеется, первых — так называемых казуальных геймеров, которые запускают игры от случая к случаю и не делают из них ни профессии, ни даже хобби.
По нашим оценкам, в глобальном игровом рынке Россия сегодня занимает 11-е место. Ваш рынок большой и перспективный, но его пока трудно сравнивать с американским или лидирующим китайским. Там и население больше, и менталитет другой, это влияет на объемы. Но российский игровой рынок уверенно растет, в последнее время мы фиксируем общий рост продаж геймерских компьютеров и комплектующих к ним — материнских плат, мощных видеокарт, различных аксессуаров и устройств для игр. Аналогичная динамика наблюдается и в мировом масштабе, но, что важно, по разным странам распределение неравномерное.
— Компания MSI почти десять лет назад сконцентрировалась на оборудовании для геймеров. Почему была избрана именно такая стратегия?
— Вообще, Microstar International (полное название компании MSI. — РБК+) существует уже более 30 лет. Мы начинали с комплектующих, со временем расширили линейку ноутбуками, моноблоками и стационарными компьютерами, а к концу нулевых годов сделали большую ставку на нетбуки. Но этот класс устройств просуществовал недолго, слишком уж слабыми были сверхпортативные компьютеры тех лет, и пользователи это не оценили.
Тогда мы нашли новую точку роста в специализированном оборудовании для видеоигр, одними из первых в мире всерьез занялись этим направлением. Как раз тогда интерес к киберспорту и видеоиграм в целом стал стремительно расти. А киберспорт немыслим без качественного оборудования. Время показало, что мы сделали все правильно.
— В России геймеры традиционно выбирают для игр настольные компьютеры и ноутбуки. В Китае вне конкуренции — мобильные устройства. В чем причина такой разницы во вкусах потребителей?
— Разные страны — разный менталитет, разные предпочтения. Я родом с Тайваня, никогда не жил в Китае. А вот в России живу и работаю уже больше десяти лет. И давно заметил, что именно здесь считается, что для игр нет ничего лучше мощного компьютера или ноутбука. А вот смартфонами и игровыми консолями российские геймеры-энтузиасты часто пренебрегают. Наверное, истоки этих предпочтений надо искать в сравнительно недавней истории — с конца 1980-х годов в России начали постепенно появляться компьютеры, а вот устройства специально для игр очень долго оставались экзотикой, специфическая культура почти не развивалась.
Сейчас все это позади, но любовь к ПК никуда не исчезла. И мы стараемся поддерживать ее, радовать преданных российских фанатов игр эксклюзивными продуктами, ведь для геймеров очень важна не только производительность, но и дизайн игровых устройств. Например, весной текущего года MSI выпустила материнскую плату для игровых ПК B360M Mortar, которая в России вышла ограниченной серией «Илья Муромец». Эту версию отличает особый дизайн самой платы, программного обеспечения и, разумеется, упаковки. И рынок принял ее достаточно хорошо, многим геймерам понравилось особое внимание к их национальной культуре. Схожей тактики мы придерживались и при создании игрового ноутбука для российских фанатов World of Tanks. В его дизайне используются уникальные изображения, созданные совместно с компанией Wargaming.
— Как видеоигры стимулируют развитие компьютерных технологий в целом?
— Напрямую. Компьютерные игры можно назвать одной из важнейших причин, по которой компьютерные технологии постоянно развиваются. Современные люди «любят глазами»: постоянно смотрят видео в Сети, листают Instagram, а ни одну популярную игру сейчас невозможно представить без требовательной реалистичной графики, этому уделяют очень много внимания. Чтобы справляться с технологической гонкой разработчиков программ, игровые компьютеры должны постоянно становиться мощнее. И производители с готовностью вкладываются в разработки — рынок постоянно растет, геймеров становится все больше, инвестиции окупаются, отчасти помогая двигать прогресс и в не связанных с играми областях.
— Производительный ПК со специальной игровой периферией — дорогое удовольствие, причем не только в России.
— Это действительно так, но спрос есть. Причем мы говорим о мощных игровых ноутбуках, цены на которые начинаются в районе 60 тыс. руб. и могут превышать 200 тыс. руб. Недорогих устройств мы не производим.
Но тут стоит сказать, что наши покупатели — далеко не только увлеченные геймеры, — по нашим данным, их в общем количестве меньше половины. В России ноутбуки MSI в большинстве своем выбирают как раз казуальные игроки. Свою любовь к играм они совмещают с другими сферами интересов и поэтому ценят свободу и комфорт портативных производительных машин. Наши ноутбуки действительно мощные, поэтому помимо игр они отлично подходят для обработки фото, видеомонтажа, дизайна и 3D-графики, анимации, работы со звуком, архитектурным проектированием и т.д. При разработке мы ориентируемся прежде всего на игровые нужды, но никогда не забываем и об этих людях. Они и есть наши главные покупатели — те, кто в рабочее время нуждается в производительном устройстве для реализации своих профессиональных и творческих амбиций, а в свободное время совершает подвиги в виртуальности. Это вполне адекватная альтернатива, к примеру, шопингу или пикнику в городском парке.
Но есть и те, кто вообще не играет в игры, — для них мы в этом году запустили линейку Prestige, которая объединяет мощное «железо» и сдержанный деловой дизайн.
— При этом главная целевая аудитория MSI в России — студенты, тогда как за океаном средний возраст увлеченного игрока — это 35 лет со стажем игры более десяти лет. Почему так?
— Российская аудитория, которая четко ассоциируется с понятием «геймер», — это действительно студенчество, люди 18–25 лет. Их можно назвать самыми активными нашими потребителями. Почему именно они? Все просто — у них есть время и учиться, и играть. Более старшие возрастные категории столько времени на игры зачастую не имеют. Если же говорить о потребителях вообще, возрастной разброс довольно велик — даже в категории 30–45 лет можно найти казуальных и увлеченных геймеров. Вообще же примерно такая картина по всему миру, и мне не очень понятно, почему в США аналитики называют самыми активными геймерами 35-летних. Может быть, причина в том, что в исследованиях не делается разницы между потребителями консольных игр и мобильных приложений.
— Часть увлеченных поклонников компьютерных игр в последние годы перешла на профессиональный уровень. Обсуждается включение киберспорта в программу Олимпиады-2028. Как киберспорт влияет на развитие игровой индустрии?
— Мы видим, что в российский киберспорт приходят немалые деньги, в этой сфере работает серьезный бизнес. Число, масштаб и аудитория этой сферы, включая очные соревнования и онлайн-трансляции, год от года растет, многие спортивные СМИ начали серьезно освещать виртуальные турниры.
Но MSI не киберспортивная компания. Мы поддерживаем и спонсируем киберспортивные мероприятия, однако это не главное наше направление. Разумеется, киберспорт развивает игровую индустрию: он привлекает внимание к видеоиграм как таковым, превращает индивидуальное развлечение в массовое зрелище. Кроме того, профессиональные киберспортсмены нуждаются в очень мощном игровом оборудовании, тут все как в большом спорте. И наша роль как раз в этом — в поддержке крупных турниров и профессиональных команд.
MSI проводит различные турниры с 2010 года. Сейчас главный для нас международный киберспортивный турнир — MSI Gaming Arena (MGA). Он проводится с 2015 года по всему миру, на гранд-финалы с призовым фондом $60 тыс. съезжаются четыре лучшие команды — по одной из Северной Америки, Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и стран СНГ. Последний по счету финал прошел в сентябре в Нью-Йорке, победителями стали молодые ребята из Казахстана. Такие турниры дают их участникам не только посоревноваться между собой, но и полюбить игру как таковую.
У вас в стране мы проводим собственную серию MGA Uni Cup для студенческих команд со всей России по дисциплине Counter-Strike: Global Offensive. В этом году региональные отборочные турниры пройдут в восьми городах, от Курска до Екатеринбурга и Краснодара. Нас постоянно спрашивают, когда мы добавим в этот список тот или иной город, например Самару или Владивосток…
— Что мешает сделать это?
— Никаких проблем, в следующем году этот перечень, скорее всего, будет расширен. Но есть политика, которой мы неукоснительно придерживаемся: MSI не отдает на аутсорсинг организацию своих турниров. Везде, где они сейчас проходят, топ-менеджеры компании присутствуют и общаются с участниками и зрителями. Мы не из тех компаний, которые просто платят и вешают свой логотип, — важно персональное общение, мнения и взгляды, которые нам высказывают. Ну, а поскольку Россия большая, физически доехать до всех желающих пока тяжело. Но я постараюсь.
— Исследователи геймерских предпочтений утверждают, что сейчас в США вне конкуренции шутер Counter-Strike. В России популярностью пользуется Dota 2. Насколько подобным исследованиям можно доверять?
— Предпочтения геймеров на самом деле очень тонкая материя. Действительно, Counter-Strike — это игра-лидер, большинство международных киберспортивных турниров, в том числе MGA, проводятся по ней. Эта серия игр существует очень давно и успела стать классикой, ее аудитория очень стабильна. Но серьезная игра в Counter-Strike также связана с потребностью в мощном игровом компьютере. Что касается Dota, то она куда менее требовательна, а ее история очень плотно связана с российским сообществом. Изначально эта командная игра существовала в виде модификации к столь любимой в России Warcraft III, а самый первый международный турнир The International c главным призом $1 млн. в 2011 году выиграла русскоязычная команда Natus Vincere (более известная как Na’Vi). Возможно, дело в этом.
— Аналитики утверждают, что на глобальном рынке игры для PC занимают сегодня всего четверть рынка и являются далеко не самым большим игровым сегментом. Ваша компания в связи с этим как-то поменяет вектор развития?
— Особенность компании MSI в том, что мы сконцентрированы на PC и ноутбуках. В нашей линейке нет и, наверное, не найдется места для смартфонов, умных часов, мобильных приложений — будут новые мощные видеокарты, ноутбуки, компьютеры и аксессуары для геймеров. И это все. Мы по-прежнему планируем развиваться именно в сегменте оборудования для видеоигр, не отклоняясь от этой линии. В значительной степени мы будем ориентироваться на сегмент хай-энд, и нас не пугает, что цены на некоторые модели компьютеров и игровых ноутбуков в российских магазинах могут превышать 100 тыс. руб. Компания, которая позиционирует себя в сегменте хай-энд, не может позволять себе продавать потребителю дешевое оборудование — как по характеристикам, так и по внешнему виду. Мы не боимся, что будем считаться дорогим брендом. При этом мы настроены на постоянный диалог с геймерами, чтобы если уж они и тратили на наше оборудование солидные деньги, то делали стопроцентно правильный выбор.