Частная лабораторная диагностика в России — один из интенсивно развивающихся сегментов рынка коммерческой медицины. По данным исследования «Российский рынок частной медицины 2018» (проведено «РБК Исследования рынков»), в стране функционируют 40 сетей, под управлением которых открыты 3124 диагностические лаборатории.
49,4% рынка частной медицины занимают сети, специализирующиеся на диагностике. Лабораторные анализы — самая востребованная из услуг, за последний год ею воспользовались 62% россиян. Различные диагностические процедуры (рентген, УЗИ, МРТ и т.д.) проходили почти половина опрошенных аналитиками «РБК Исследования рынков».
Суммарный рынок лабораторной диагностики стабильно растет: крупные сетевые проекты, работающие в сегменте диагностических услуг, в 2017 году продемонстрировали рост продаж в среднем на 15%. Рекордные показатели роста оборота, на 32,3%, у сети «Гемотест». А лидером по выручке среди сетей диагностических центров в очередной раз оказалась компания «Инвитро»: суммарный доход 951 лаборатории превысил 14 млрд руб.
По количеству точек лидируют Москва и Санкт-Петербург, где уже появляются первые признаки насыщения рынка, и дальнейшая экспансия медицинских сетей продолжится в регионы, где нет полноценных государственных и частных лабораторий.
Курс на централизацию
Росту частного рынка способствуют быстрое развитие технологий и централизация государственной системы сдачи анализов.
Раньше в каждой московской поликлинике была своя лаборатория. Сегодня сдать биоматериалы на анализы по-прежнему можно в поликлинике по месту жительства, но за последние несколько лет оптимизации на всю столицу осталось пять государственных клинико-диагностических лабораторий, где образцы будут исследоваться. Только в стационарах, где требуется экспресс-диагностика, сохранились возможности для собственных исследований.
Сдача анализов в государственных поликлиниках подразумевает получение направления врача, к которому, в свою очередь, надо записываться на прием. Многие пациенты предпочитают обойтись без этого и обращаются напрямую в частные диагностические центры, отмечает директор Института персонализированной медицины Сеченовского университета Филипп Копылов. По его словам, жители нашей страны склонны к самолечению. Но дело не только в этом: в государственной системе здравоохранения на каждое заболевание и специалиста утвержден стандартный перечень анализов — гинеколог, например не может направить пациентку сдать анализ крови на гемоглобин, для этого ей нужно идти к терапевту.
Перечень, как правило, зависит от тарифов обязательного медицинского страхования (ОМС), в которое входят далеко не все существующие анализы, — например, ряд генетических тестов в онкологии можно пройти только за свой счет.
Кроме того, у частных диагностических лабораторий просто больше пунктов приема, процедурных сестер — и лучше сервис.
Если еще лет десять назад далеко не все государственные организации принимали результаты анализов частных лабораторий, то сегодня это стало нормой, говорит директор департамента фундаментальной медицины Школы биомедицины ДВФУ Игорь Брюховецкий.
Частые сети изначально выстраиваются по централизованному принципу. Коммерческие сети, как сообщают «РБК Исследования рынков», консолидируют в одном крупном учреждении дорогостоящее диагностическое оборудование, которое загружается на полную мощность из-за потока пациентов в большом числе пунктов приема образцов, что позволяет «благодаря эффекту масштаба снизить цены на высококачественные и дорогостоящие диагностические услуги».
Стоимость исследований снижается за счет автоматизации и стандартизации, а также «серийной оптовой закупки реактивов», объясняет Игорь Брюховецкий. «Исключение составляют эксклюзивные лабораторные исследования: они могут быть не очень дорогими по сути, но за счет их небольшого количества цена возрастает», — отмечает эксперт.
Централизация лабораторной диагностики, позволяющая повысить эффективность и снизить себестоимость исследований, — путь, по которому идет весь мир, говорит президент Федерации лабораторной медицины, руководитель отдела лабораторной диагностики НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, д.м.н. Михаил Годков.
Не только частным, но и государственным клиникам удобно и выгодно отдавать даже простые анализы на аутсорсинг в лабораторные сети, которые наладили работу с корпоративными клиентами, подтверждает директор по развитию компании Medesk Вячеслав Дегтярев.
Недостаток этой цепочки — разрозненность данных между информационными системами клиники и лаборатории. Впрочем, современные системы интеграции позволяют персоналу клиник отслеживать статус анализа в реальном времени.
Будущее за лабораторными сетями с крупными ресурсными центрами, а будет это частный поставщик услуг или государственный, не столь важно, уверена директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. По ее словам, важно не пытаться отрасль зарегулировать: «Конкуренция поднимает качество».
Новые анализы
Один из главных трендов рынка диагностики — развитие системы Point-of-care или приборов «у постели больного» для определения в стационарах маркеров развития инфаркта, тромбоэмболии, тяжелых гнойно-септических поражений. В мире до 30% лабораторной информации, получаемой врачом-клиницистом или пациентом, генерируется за счет прикроватных средств, говорит Михаил Годков. Зарубежные производители, например Abbott, Roche, Biosite, Mitshubishi, предлагают целую линейку таких приборов. Разработано более 30 различных тест-систем на бактериальные и вирусные инфекции. Например, иммунохроматографический экспресс-тест для качественного раздельного определения антигенов вируса гриппа типа А и В в образцах назальных мазков занимает десять минут, отмечает ректор Сибирского государственного медицинского университета Ольга Кобякова. Цена расходных материалов для теста — около 700 руб. Более дорогой тест BinaxNow Influenza A&B (тест на грипп А и В) выявляет все известные субтипы вируса гриппа типа А, в том числе штамм H1N1, так называемый свиной грипп, за 15 минут. Существуют экспресс-тесты на РС-вирус, аденовирус, стрептококк А, пневмококк.
Оборудование для экспресс-диагностики входит в оснащение персонала, выезжающего к пациентам. Кроме того, развивается система самомониторинга с дистанционной передачей информации лечащему врачу. На рынке стали появляться целые мини-лаборатории, которые устанавливаются непосредственно в лечебных палатах, амбулаторных кабинетах и домах пациентов, говорит Михаил Годков. Будущее диагностики, по его мнению, в том числе за тестированием пациента с помощью микрочипов, встроенных в одежду или контактную линзу для глаз либо имплантированных в ткани самого человека, например под кожу, в мышцу, мочку уха. Медицина XXI века — партисипативная, говорит эксперт: пациенту в ней отводится все более активная роль.
Будущее диагностики
Перспективы получения новой диагностической информации открывают достижения молекулярной биологии и развитие лабораторных технологий — полимеразная цепная реакция (ПЦР), геномика, постгеномика, протеомика. Лабораторная диагностика из разряда вспомогательных для врача методов стала ведущим звеном постановки многих диагнозов, отмечает декан факультета биологической и медицинской физики МФТИ Александр Мелерзанов. Дальнейшее развитие рынка связывают с прецизионной медициной. Сегодня диагностика онкозаболеваний, в частности, стала более точной благодаря развитию молекулярно-генетической аналитики. Например, микрофлюидные технологии (микрокапли) позволяют проводить многопараметровые тесты с использованием минимальных количеств биоматериала.
Опыт неудавшегося американского биотехнологического стартапа Theranos, обещавшего клиентам дифференцировать тысячи диагнозов с помощью микропробирки и всего нескольких капель крови из пальца, показал: психологически потребители готовы использовать новые методы диагностики, а инвесторы — вкладывать в разработку подобных систем.
Индийский стартап SigTuple, например, создал устройство под названием Shonit, которое при помощи искусственного интеллекта может фиксировать результаты анализов крови и оцифровывать их. Эксперименты показали, что программное обеспечение дает не менее точные результаты, чем обычные лабораторные исследования. При стандартной стоимости анализа крови от $4 до $10 у SigTuple это обходится в 40–80 центов. Технология находится на стадии бета-тестирования, некоторые называют ее индийским Theranos, но надежды на «волшебную таблетку» очень высоки.
Информатизация влечет за собой кардиальное изменение принципов хранения медицинской информации, говорит Михаил Годков: «Теоретически тот же работодатель уже может навести справки о состоянии здоровья своих сотрудников. И этот интерес будет возрастать с развитием генетических анализов, прогнозирующих риск различных заболеваний».
По его мнение, big data — будущее диагностики и медицины в целом. Лабораторные данные составляют лишь часть необходимых массивов, которые анализируются с помощью разных биоинформатических подходов. Например, в UK Biobank на сегодняшний день собрано около полумиллиона записей: генетического и клинического тестирования, лабораторных анализов и лучевой диагностики. «Работа с такими базами позволяет находить новые, ранее невидимые корреляции между разными сторонами разных функций организма», — говорит Филипп Копылов.