«Типовые решения должны принимать не люди, чиновники, а машина»
Материалы выпуска
Северо-западный полюс роста Решения «Типовые решения должны принимать не люди, чиновники, а машина» Инструменты Настройка под инвестора Компетенция Партнерство на цифровой платформе Инновации
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Типовые решения должны принимать не люди, чиновники, а машина»

Об электронных услугах для бизнеса и инвестиционном потенциале Ленинградской области РБК + рассказал заместитель председателя правительства региона Дмитрий Ялов.
Фото: Сергей Коньков/ТАСС

— Ленинградская область — одновременно главные ворота России для международной торговли и индустриальная площадка. Что важнее для региона, на что делается акцент в стратегии его развития?

— Секрет успеха Ленинградской области именно в том, что в своем экономическом развитии не делали ставку на какое-то одно направление. С 2013 года регион предоставляет льготы инвесторам, приходящим в область, вне зависимости от сферы бизнеса. Льготный режим действует для всех, кто вкладывает в экономику Ленинградской области от 300 млн руб.

Это обстоятельство позволило сформировать устойчивую и диверсифицированную экономику, которая на сегодняшний день растет быстрее самых смелых прогнозов. Так, уже в прошлом году объем валового регионального продукта превысил 1 трлн руб. Мы ожидаем, что к 2024 году этот показатель достигнет 1,5 трлн руб.

Темпы роста инвестиций в основной капитал уже на протяжении нескольких лет держатся у отметок 25–28% в год. Это показатель, которым могут похвастаться лишь самые развитые страны мира. На 20–25% ежегодно увеличивается объем экспорта.

Поэтому и сегодня мы не собираемся менять стратегию развития экономики. Мы не будем делать упор на поддержке одной отрасли, планируем развивать производственные кластеры и кооперации.

Что касается перспектив развития экспорта и индустриальных площадей, то, по всей вероятности, в ближайшие годы пройдет их сближение. Уже сегодня крупные производители стремятся приблизить свои производственные мощности к областным портам, таким образом, стимулируя развитие портовой инфраструктуры.

— Область одной из первых в России стала привлекать крупных иностранных инвесторов для запуска производственных площадок. Как развивается этот процесс, что уже сделано и какой потенциал еще не реализован?

— Область остается в лидерах по объему иностранных инвестиций. Согласно данным Центрального банка РФ, Ленинградская область находится на шестом месте среди всех субъектов Российской Федерации по объемам привлеченных прямых иностранных инвестиций.

Планомерный рост объема инвестиций в основной капитал еще раз подтверждает привлекательность 47-го региона как территории для стабильного и успешного ведения бизнеса.

Но это не повод почивать на лаврах. Конкуренция за инвесторов среди активных регионов высока. И мы намерены продолжать улучшать бизнес-климат, снижать административные барьеры, развивать систему «единого окна» по взаимодействию бизнеса и власти, расширять меры государственной поддержки предпринимателей, строить инфраструктуру, внедрять механизмы государственно-частного партнерства.

Потенциал для запуска новых проектов, в том числе с иностранным участием, огромен. В регионе находится порядка 300 инженерно подготовленных производственных площадок типа greenfield и brownfield. Действуют и строятся десять крупных индустриальных парков. Благодаря близости к Санкт-Петербургу, Ленинградская область также может предложить инвесторам высоко квалифицированные кадры и перспективные рынки сбыта.

— Что в регионе делается для улучшения инвестиционного климата с точки зрения совершенствования законодательства и упрощения процедур?

— Как я уже отметил, в области существует четкая система взаимодействия с инвесторами в режиме одного окна. Наш фронт-офис в «Агентстве экономического развития Ленинградской области» обслуживает более 200 инициаторов инвестпроектов, все проекты отслеживаются в электронной системе, мы знаем, что происходит по каждому из них. Вся информация по земельным участкам, которые мы предоставляем инвесторам в области, размещается в информационной системе, доступной через персональный компьютер или мобильное устройство.

В минувшем году мы первыми в стране реализовали проект создания сети Многофункциональных центров оказания государственных услуг для бизнеса. Здесь любой предприниматель от мала до велика может получить необходимый набор опций для ведения своего дела без очередей и бюрократических проволочек.

Сейчас мы активно работаем над системой оказания услуг в электронном виде. В идеале любой предприниматель должен решать свои вопросы с государством, сидя у компьютера. Типовые решения должны принимать не люди, чиновники, а машина.

Наш позитивный опыт, кстати, уже высоко оценен на самом высоком уровне. По итогам Национального рейтинга Агентства стратегических инициатив, которые были озвучены в рамках ПМЭФ-2018, Ленинградская область заняла 12-е место среди наиболее инвестиционно-привлекательных субъектов РФ. По сравнению с прошлым годом регион поднялся на восемь позиций.

— Цифровизация: насколько эти процессы затронули регион? Как развиваются электронные сервисы для инвесторов и проекты «умных» городов региона?

— Как вы знаете, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в 2018 году возглавил рабочую группу по цифровой экономике при Госсовете. В связи с этим принято решение о «пилотировании» целого ряда проектов цифрового развития именно на территории региона.

Мы действительно приняли решение о цифровизации всех ключевых процессов «приземления» инвестиционного капитала. Перейдя на полный электронный документооборот внутри администрации Ленинградской области, мы также первыми наладили обмен данными с федеральными структурами, в том числе Федеральной налоговой службой. Это позволило в разы сократить оформления документации.

Помимо цифровизации государственных услуг, в регионе будет создана система цифровой медицины, которая приблизит качественную и высокотехнологичную медпомощь к каждому пациенту даже в самых отдаленных территориях. Появятся «умные» города. Кроме того, планируется продолжить работу над развитием фонда пространственных данных и системы электронного мониторинга территорий. На втором этапе внедрения ИТ-технологий — создание «суперсервисов», которые, базируясь на «больших данных», существенно упростят как управленческие процессы, так и жизнь ленинградцев.

Ленинградская область также будет активно строить цифровую инфраструктуру. В том числе в «умных» городах — Сосновом Бору и Гатчине. У нас уже есть наработки в сферах управления уличным освещением, общественным транспортом, системами «Безопасный город». И задача на ближайшее время — довести эти элементы «умного» города до совершенства, а также интегрировать их в единую информационную платформу.

Безусловно, важнейшим «кирпичиком» в строительстве экономики нового типа будет человеческий капитал. В ближайшие годы мы рассчитываем обучить новым цифровым компетенциям сотни молодых профессионалов. Для граждан также будет создан бесплатный онлайн-сервис для обучения новым компетенциям.

Уже сегодня наши талантливые молодые специалисты производят конкурентоспособное программное обеспечение, находят платформенные решения, завоевывающее весь мир. Из отдельных примеров успеха этот бизнес к 2024 году должен превратиться в целую отрасль российской экономики. И сейчас основная задача поддержать ростки нового бизнеса, создать условия для роста и развития — налоговые льготы, кредитное субсидирование, поддержка инновационных стартапов.