Настройка под инвестора
Материалы выпуска
Северо-западный полюс роста Решения «Типовые решения должны принимать не люди, чиновники, а машина» Инструменты Настройка под инвестора Компетенция Партнерство на цифровой платформе Инновации
Компетенция
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Настройка под инвестора

Благоприятные условия для предпринимательства в Ленобласти создают за счет снижения административной нагрузки, индивидуального и при этом системного подхода к инвесторам и цифровых инструментов.
Фото: Пресс-служба

На фоне экономической и политической нестабильности после 2014 года локализация производств крупных международных компаний замедлилась: часть игроков уже завершила этот процесс, а другая отложила планы на неопределенный срок, отмечается в «Стратегии социально-экономического развития Ленобласти до 2030 года». На фоне обострившейся конкуренции субъектов РФ за привлечение средств одним из ключевых направлений региональной политики становится постоянное улучшение инвестиционного климата.

«Основные ожидания компаний, планирующих осуществить капитальное строительство или модернизацию производства, связаны с требованием низких административных барьеров, содействием со стороны органов власти любого уровня, консультационной поддержкой специализированных институтов», — отмечается в документе.

Помимо реализации крупных инфраструктурных проектов — территориальных и инновационных, формирования промышленных кластеров — инвестиционная политика региона предусматривает создание режима наибольшего благоприятствования инвестору: совершенствование инвестиционного законодательства, снижение административных барьеров и внедрение регионального инвестиционного стандарта. При этом стандартизации подлежит и сам процесс коммуникации с инвестором на муниципальном уровне и для отраслевых органов исполнительной власти. Сопровождение инвестиционных проектов должно быть увязано с ключевыми показателями их эффективности, предполагается активное использование федеральных мер поддержки и таких инструментов, как государственно-частное партнерство, территории опережающего развития, инструменты проектного финансирования, а работа с крупными и социально значимыми проектами должна быть выстроена в логике проектного управления. Успехи Ленобласти в этом направлении были отмечены на конкурсе «Проектный Олимп — 2017», проводимом Аналитическим центром при правительстве РФ, — она заняла первые места за организацию и деятельность проектного офиса по улучшению инвестиционного климата и за лучшую систему управления проектной деятельностью в органе исполнительной власти.

Системное сопровождение

По словам директора Агентства экономического развития Ленинградской области (фронт-офиса по взаимодействию с инвесторами) Андрея Сергеева, основные направления деятельности организации — это непосредственное сопровождение инвестпроектов, конгрессно-выставочная деятельность и ведение портала для существующих и потенциальных инвесторов. «Мы взаимодействуем с компаниями по широкому спектру вопросов начиная от поиска земельных участков и заканчивая налаживанием межкооперационных связей», — объясняет он. Деятельность фронт-офиса осуществляется на безвозмездной основе, под проект может быть предложен участок на землях индустриальных парков либо находящихся в региональной и муниципальной собственности, оказана помощь с инфраструктурным и кадровым обеспечением. «У нас на сопровождении находятся не только инвесторы, пришедшие с бизнес-идеей, но и компании, в какой-то момент столкнувшиеся со сложностями и обратившиеся к нам за помощью. Например, речь может идти о снижении тарифа на электроэнергию — для этого мы подключаем наши отраслевые комитеты и принимаем решение с сетевыми компаниями», — говорит Андрей Сергеев.

Индивидуальный подход к инвестору должен укладываться в рамки системной работы, полагают в руководстве Ленобласти: там считают ошибочной практику, сложившуюся в отдельных регионах, когда проблемы бизнеса решаются личным звонком руководителю. «У инвестора может не быть телефона губернатора, он может даже не знать, как его зовут, но это не должно сказываться на быстроте принятия решений относительно его инвестиционного проекта. Компании не должно быть известно о трудностях, с которыми сталкиваются госорганы при взаимодействии друг с другом», — подчеркивает руководитель фронт-офиса.

Развитием кооперационных связей между действующими производителями, укреплением их позиций на внутреннем рынке и экспортной поддержкой занимается недавно созданный Центр развития промышленности. «Для опытных участников внешнеэкономической деятельности и предприятий, только готовящихся к выходу на зарубежные рынки, проводятся исследования рынков и разрабатываются маркетинговые материалы, организуются бизнес-миссии, участие в международных выставках, встречи с потенциальными контрагентами, проводятся образовательные мероприятия», — пояснили РБК+ в организации.

Традиционно высокое внимание в Ленобласти уделяют развитию механизмов государственно-частного партнерства: регион неоднократно занимал высокие строчки в соответствующем рейтинге регионов. Эта схема активно используется в транспортной сфере, при создании инженерной инфраструктуры, и социальном предпринимательстве.

Административная разрядка

Главный акцент в работе по устранению излишних административных барьеров в регионе делают на сокращение сроков различных процедур и сокращение личного общения чиновников и бизнесменов за счет цифровизации. Так, согласно утвержденным целевым показателям, к 2024 году срок регистрации права собственности на объекты недвижимости и сделки с ними не должен превышать семи дней, получения разрешения на строительство эталонного объекта — 70 дней, постановки земельного участка на кадастровый учет — 30 дней. По словам заместителя председателя правительства Ленинградской области Дмитрия Ялова, в 2017 году средний срок подключения к электросетям удалось сократить с 180 до 49 дней, срок присвоения адреса земельным участкам — почти в два раза, а сроки регистрации имущества довести до трех—пяти дней (благодаря сотрудничеству с Росреестром).

Как и в других регионах, в Ленобласти ведется реформа контрольно-надзорной деятельности, основанная на переходе к риск-ориентированному подходу: надзорные органы концентрируются на проверке наиболее опасных объектов, где нарушения могут повлечь существенный ущерб жизни, здоровью или экономике, а также потенциально недобросовестных игроков, тогда как для предпринимателей из группы низкого риска нагрузка снижается. «Введение риск-ориентированного подхода уменьшило число проверок для добросовестных предпринимателей, а для малого бизнеса последовательно продляют надзорные каникулы. Однако нагрузка смещается в другие сферы: например, банки, напуганные жесткими мерами регулятора, предпочитают перестраховываться и просто блокировать счета в случае любого подозрения. А для малых предпринимателей задержка платежа на неделю может быть губительна», — говорит исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты ( (ТПП) Игорь Муравьев.

Развивается в регионе и система оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, однако пока работа ведомств с общественностью зачастую сводится к соблюдению формальных приличий, сетуют в бизнес-объединении. «Общественные советы, при наличии квалифицированных экспертов, могли бы стать достаточно эффективным инструментом, если бы они обладали полномочиями хотя бы иногда блокировать те или иные решения», — подчеркивает Игорь Муравьев.

Задача внедрения цифровых сервисов — минимизировать количество связей между инвестором и госструктурами и повысить прозрачность деятельности чиновников, говорит Андрей Сергеев. «Цифровые сервисы для инвесторов — одна из основных наших задач. В этом-то и будет основное конкурентное преимущество. Мы понимаем, что те налоговые преференции, которые существуют практически у всех субъектов — ими никого не удивишь. Ставку следует делать на мобильность и комфорт», — полагает он.

Для роста малых

Отдельное направление развития бизнес-климата — поддержка малого бизнеса. В конце 2017 года на территории Ленобласти было зарегистрировано более 61 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, занятость в этой сфере составляла 25,8%. Помимо федеральных субсидий (в 2019 году регион получит на эти цели 114 млн руб.) в области действуют и местные инициативы. «На уровне региона делается многое: например, уже четыре года подряд мы совместно с администрацией реализуем программу бизнес-акселерации для малого и среднего бизнеса. На эти цели из бюджета ежегодно выделяется более 10 млн руб., мы приглашаем лучших менторов. При этом для самих предпринимателей обучение бесплатное», — рассказывает Игорь Муравьев.

С 2016 года в Ленобласти запущен проект «МФЦ для бизнеса», позволяющий предпринимателям обращаться за услугами в режиме «одного окна». Например, речь может идти о комплексе услуг по открытию, развитию и сопровождению предпринимательской деятельности, получению заемных средств, подбору и оформлению земельного участка для расширения бизнеса. Предпринимателям может быть оказана юридическая помощь, услуги, связанные с участием в выставочных мероприятиях, и с контрольно-надзорными мероприятиями. Сейчас на территории области действуют пять таких центров.

В целом представители бизнеса отмечают готовность властей к диалогу и сотрудничеству. «Какие-то препоны для бизнеса до сих пор могут возникать на уровне муниципальных властей, если живое общение не заладилось. Проблема еще и в том, что несмотря на то, что в области создано много различных структур поддержки, бизнес часто просто не знает, куда бежать. Мы стараемся помочь наладить диалог и повторяем, что не надо бояться обращаться куда-то со своей проблемой, денег за это не возьмут. Администрация региона тоже открыта: записаться на прием предпринимателю сегодня не составляет труда», — отмечают в областной ТПП.