Ленинградская область на сегодняшний день входит в число наиболее инвестиционно привлекательных регионов РФ, что подтверждают ее позиции в многочисленных рейтингах. Так, в последнем рейтинге инвестпривлекательности Агентства стратегических инициатив регион занял 12-ю строчку, поднявшись на восемь позиций, в рейтинге Национального рейтингового агентства — седьмое место (группа IC2, высокая инвестиционная привлекательность), в индексе инвестиционного риска RAEX — второе место.
Объем инвестиций в основной капитал стабильно растет с 2014 года: по итогам 2017-го он составил 338,6 млрд руб., а в первом полугодии 2018 года — 146 млрд руб., что на 30% выше прошлогоднего уровня, по данным Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. По словам губернатора области Александра Дрозденко, для сохранения таких темпов роста, который демонстрируют лишь самые успешные экономики мира, администрация делает ставку на экспортно ориентированную модель развития. В инвестиционном портфеле области насчитывается более 200 проектов, объем инвестиций по которым колеблется от 300 млн до 60 млрд руб. В структуре инвестиций, по статистике областного комитета экономического развития, 40,4% приходится на промышленность, 24,5% — на строительство, 13,4% — на научно-техническую сферу, 5,4% — на логистику, 4,7% — на финансовую и страховую сферу, 11,6% — на остальные виды деятельности. Регион также занимает пятое место среди всех субъектов РФ по объему привлеченных иностранных инвестиций, в 2017 году этот показатель достигал $5,3 млрд. На территории области расположены производства таких иностранных корпораций, как Caterpillar, Philip Morris, Knauf, Ford Motor Company, Nokian Tyres и др.
Агломерация у европейских границ
В основе инвестиционной привлекательности области — сочетание выгодного географического положения, высокий уровень развития промышленности и человеческого капитала. Выход к Балтике и сухопутная граница с Финляндией и Эстонией исторически обеспечивают региону статус «окна в Европу» и превращают ее в важнейший транспортно-логистический узел. «Иностранный капитал — английский, французский — шел в Российскую империю через территорию нынешней Ленинградской области, и здесь же создавались заводы с иностранным участием. В советское время область оказалась оторвана от традиционных связей с Европой, хотя накопленный экономический потенциал был очень высок, но после открытия границы этот процесс возобновился. Не случайно, что многие крупные предприятия с иностранным капиталом — автосборочные, химические — возникли именно здесь», — отмечает профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Раевский.
Через территорию области проходят семь федеральных трасс, а общая протяженность автомобильных дорог превышает 22,5 тыс. км, железных — 3 тыс. км. Здесь также расположен международный аэропорт Пулково и четыре морских порта, в том числе Усть-Луга — крупнейший и самый глубоководный порт на Балтике: в 2017 году его грузооборот составил 103,3 млн т. Порт отличается современной, динамично развивающейся инфраструктурой — его открытие состоялось в 2001 году, а сейчас в нем действуют 12 терминалов, обеспечивающих перевалку различных видов грузов.
«Ленобласть вместе с Петербургом выступает одним из основных транзитно-логистических хабов федерального масштаба, даже более сильным, чем Мурманск, Новороссийск, Краснодарский или Приморский края. Если посмотреть на структуру грузопотоков, то здесь преобладают более сложные грузы», — говорит первый зампред комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти Антон Финогенов.
Естественная интеграция территории области вокруг Санкт-Петербурга создает вторую по величине агломерацию в России — и второй же крупнейший рынок сбыта, уступающий по объему и покупательской способности лишь столичному. Общая численность населения агломерации достигает 7,2 млн человек (5% всего населения РФ), а ежедневная маятниковая миграция между городом и областью составляет не менее 15% (область-город — около 200 тыс. человек, в обратном направлении — около 50 тыс.). Близость к научным и образовательным центрам и развитая промышленность обеспечивают большой рынок высококвалифицированной рабочей силы. «Ленобласть и Санкт-Петербург вместе создают полюс роста, своего рода экономический форпост на северо-западе России. Территория находится на экономическом подъеме, и он будет продолжаться», — уверен Сергей Раевский. Районы, лежащие за пределами агломерации тоже нельзя назвать пустыней с инфраструктурным и кадровым дефицитом, подчеркивает Антон Финогенов. «В таких городах, как Тихвин, Волхов, Сланцы, Кириши, Выборг, Кингсепп есть свои специфические преимущества и локальные рынки труда с инженерными, транспортными специальностями», — отмечает он.
Парки и кластеры
Несмотря на большое значение логистической сферы, основу экономики области составляет промышленность — на нее приходится 37,2% валового внутреннего продукта (ВРП). Доля транспорта и связи составляет 14,3%, оптовой и розничной торговли — 11,7%, строительства — 10,3%, операций с недвижимостью — 9,7%, сельского хозяйства — 6,1%, на прочие сферы приходится 10,7% ВРП. Область занимает 16-место по объему отгруженных промышленных товаров среди всех субъектов РФ, в структуре промышленности преобладают машиностроение, автомобилестроение (2-е место в РФ), судостроение, химическая промышленность и нефтехимия, лесопереработка (более 50% территории региона покрыто лесами), целлюлозно-бумажное производство, алюминиевая промышленность, производство строительных материалов, пищевая промышленность.
Администрация региона уделяет особое внимание созданию индустриальных парков и обеспечению их необходимой инфраструктурой. Сейчас в области насчитывается 10 действующих парков, еще 14 находятся в стадии строительства, а четыре — запланированы. В результате реализации проектов парки появятся в 11 муниципальных районах — Бокситогорском, Волховском, Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Кингисеппском, Киришском, Ломоносовском, Подпорожском, Сланцевском и Тосненском. Крупнейшими станут два строящихся парка в районе крупнейшего порта — «Территория перспективного развития вблизи морского порта Усть-Луга» и «Промышленно-логистическая зона «Мультимодальный комплекс Усть-Луга»« площадью 2 579 га и 2 345,35 га соответственно. Помимо готовой транспортной и инженерной инфраструктуры резиденты парков получают пониженные арендные ставки и налоговые льготы, а также дополнительные возможности для промышленной кооперации. «Важно, что крупные производственные комплексы сами по себе выступают якорными предприятиями, которые могут привлекать множество небольших компаний, оказывающих услуги и осуществляющих поставки товаров», — отмечает директор Агентства экономического развития Ленинградской области Андрей Сергеев.
Территории с опережением
В марте 2018 года решением правительства моногород Пикалево получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Льготный правовой режим ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности установлен на ее территории на 10 лет и может быть впоследствии продлен еще на пять. Таким образом власти надеются диверсифицировать экономику города и повысить качество жизни населения за счет создания новых рабочих мест (сейчас в городе действуют три градообразующих предприятия, крупнейшим из которых является ООО «БазэлЦемент-Пикалево»: на его долю приходится 47% оборота обрабатывающих производств и 72,9% численности работников обрабатывающей отрасли).
Для компаний-резидентов моногорода установлена льготная ставка налога на прибыль: 5% в первые пять лет и 10% с шестого по десятый в региональной части, а также 0% федеральной части в первую пятилетку. Взносы во внебюджетные фонды снижены с 30,2 до 7,6%, налог на имущество составит ноль процентов в первые пять лет и 1,1% в последующий период, земельный налог обнулен на все десять лет.
«Спецификой режима особых экономических зон и территорий опережающего развития является то, что на время его существования местный бюджет недополучает вливания, однако растет число занятых и уровень жизни населения, экономика развивается. В результате налоговая база растет, и после отмены льгот регион получит больше», — объясняет Сергей Раевский. По данным комитета экономического развития области, выпадающие доходы по налогу на прибыль за 10 лет составят 2,8 млрд руб., по налогу на имущество — 1,1 млрд руб. Взамен планируется привлечь более 19 млрд руб. инвестиций и создать около 1,9 тыс. рабочих мест (сейчас в городе проживает порядка 20,5 тыс. человек, половину из которых составляет трудоспособное население).
На сегодняшний день администрация уже заключила соглашения о реализации пяти крупных инвестпроектов: в Пикалево появится тепличный комплекс для выращивания овощей, швейное производства, фабрика по выпуску форменной одежды, обойная фабрика, здесь же будут производить товары для ИКЕА. В будущем ТОСЭР могут быть созданы также на территории двух других моногородов Ленобласти — Сланцев и Сясьстроя.
По словам Антона Финогенова, в администрации рассчитывают, что за счет режима ТОСЭР острую социально-экономическую ситуацию в Пикалево можно будет решить за три—четыре года. Этому будет способствовать и низкий порог входа: размер инвестиций начинается от 2,5 млн руб. Облегчить инвесторам задачу должно также наличие готовых производственных площадей, которые можно оформит в собственность или аренду, а также кадровая поддержка. «Мы готовы через нашу систему профтехобразования помогать инвесторам решать проблему переподготовки кадров за счет бюджетного финансирования», — говорит Антон Финогенов.
Одним из ключевых направлений промышленной политики региона, закрепленным Стратегией социально-экономического развития до 2030 года, является модернизация промышленного сектора для выпуска импортозамещающей и инновационной продукции, развития высокотехнологичных производств и повышение их локализации. Для этого активно используется кластерный подход и развитие промышленной кооперации: это направление курирует созданный год назад областной Центр развития промышленности. «Одним из ключевых направлений работы Центра является консолидация предприятий для создания промышленных кластеров. Объединение в кластеры дает бизнесу уникальную возможность развивать кооперационные цепочки, расширять рынки сбыта и выявлять новые инвестиционные ниши, снижать объемы импортных комплектующих, сокращать издержки на логистике. Совместные проекты позволяют участникам промышленных кластеров с пониженными издержками и гарантией спроса осваивать производство новой продукции», — пояснили РБК+ в пресс-службе организации. При этом участники кластеров могут рассчитывать на компенсации части затрат со стороны государства — вплоть до 50%. Это касается, в частности, приобретения технологической оснастки, покупки программного обеспечения, разработки технологий, изготовления опытных партий продукции. Сейчас в регионе создаются судостроительный, нефтегазохимический, лесопромышленный кластеры, кластер пищевой промышленности и биотехнологий. «Это те отрасли, где процент использования импортных компонентов и комплектующих традиционно высок. При этом они успешно могут быть заменены или дополнены продукцией местного производства», — говорят в Центре развития промышленности.