До 2024 года федеральный бюджет потратит на выполнение 12 национальных проектов и плана развития инфраструктуры больше 13,1 трлн руб. Еще 4,9 трлн вложат региональные бюджеты. Гораздо больше — 7,5 трлн руб. — должно поступить из внебюджетных источников, то есть от частного бизнеса и госкомпаний. На государственные внебюджетные фонды ляжет самая скромная нагрузка — чуть менее 148 млрд руб. Ранее правительство и президент оценивали суммарные расходы на нацпроекты в 28 трлн руб.
«Нам нужен прорыв. Нам нужно прыгнуть в новый технологический уклад. Без этого у страны нет будущего» — так объяснял Владимир Путин необходимость нацпроектов в декабре 2018 года.
По решению правительства Минфин будет перераспределять средства между нацпроектами и госпрограммами в обход бюджетных процедур в парламенте. Для контроля за распределением средств создается специальная система мониторинга. Для каждого нацпроекта назначены куратор в ранге вице-премьера и ответственный министр.
Самый дорогостоящий — «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», который иногда называют «тринадцатым нацпроектом». Даже без учета энергетической части затраты на него превысят 6,3 трлн руб. Куратором назначен вице-премьер правительства Максим Акимов, а руководителем — глава Минтранса Евгений Дитрих.
Второй по величине затрат — нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», бюджет которого составляет около 4,8 трлн руб. За него тоже ответственны Максим Акимов и Евгений Дитрих.
Самыми дешевыми в реализации станут нацпроекты «Культура» (113 млрд руб.) и проект «Производительность труда и поддержка занятости» (52 млрд руб.). За «Культуру» будут отвечать куратор вице-премьер Ольга Голодец и руководитель — министр культуры Владимир Мединский, за «Производительность труда и поддержку занятости» — первый вице-премьер Антон Силуанов и глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
«Окончательных версий нацпроектов мы еще не видели, — отмечал глава Счетной палаты Алексей Кудрин на Гайдаровском форуме 17 января 2019 года. — Все время какие-то цифры и показатели пляшут».
Ситуация изменилась 11 февраля, когда правительство опубликовало уточненные параметры нацпроектов и их целевые показатели. Теперь в паспорте каждого нацпроекта детально прописаны цели, задачи и показатели, которые перечислялись в майском указе президента Владимира Путина (указ № 204 от 07.05.2018), — плюс есть немало дополнений.
Скажем, в майском указе президента для нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» были определены четыре группы целевых показателей: увеличение доли региональных дорог в нормативном состоянии до 50% общей протяженности, снижение на 10% доли перегруженных дорог, снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза, а также уменьшение количества аварийно-опасных участков в два раза.
В правительственном плане к ним добавилось еще три показателя: создание реестра новых и наилучших технологий, увеличение доли дорожных контрактов жизненного цикла до 70% к концу 2024 году, а также увеличение доли автомобильных дорог Минобороны России, соответствующих нормативным требованиям, до 60% к концу 2024 года.
Кроме того, в последней версии нацпроектов все они разбиты на несколько федеральных проектов. Например, нацпроект «Здравоохранение» с общим бюджетом 1726 млрд руб. включает в себя восемь федеральных проектов: отдельно по борьбе с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями и т.д. Пока неясно, как новая конструкция из стратегий и мероприятий будет соотноситься с ранее принятыми госпрограммами.
«Взаимная увязка отраслевых стратегий, государственных программ, федеральных целевых программ и национальных проектов по срокам, ресурсам, целям и задачам — крайне сложная методологическая и организационная задача, с которой предстоит справиться нашему правительству в долгосрочной перспективе», — говорит Максим Соколов, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Обратная связь
«Достижения максимального эффекта в реализации национальных проектов можно будет ожидать, когда сами проекты станут поистине общенациональными и ими будут заниматься не по указаниям со стороны вышестоящих органов, а «искренне» — и бизнес, и регионы, и само население», — уверен завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, представители бизнеса, скорее всего, не видят себя участниками нацпроектов. После двух-трех лет их реализации, полагает эксперт, станет понятно, что всех ориентиров достичь невозможно, потребуется их корректировка.
Для органов власти проектный стиль — в новинку, нацпроекты потребуют подготовки чиновников нового типа, готовых к ротации, говорит Максим Соколов.
В свою очередь, представители бизнес-объединений хотят от власти дополнительных льгот и более четких условий участия в нацпроектах. Так, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин отмечал важность законопроекта о защите и поощрении капитальных вложений, который готовит Минфин. Ключевые бонусы для частных инвесторов, которые закладываются в этот проект, — стабилизационная оговорка (не ухудшение условий хозяйствования) и регуляторный контракт (закрепляет обязательства государства и монополии по тарифам на несколько лет). Улучшение инвестиционной среды не входит в перечень нацпроектов, говорил глава РСПП СМИ, но относиться к этой задаче нужно так же, как к нацпроектам.
Какие в стране нацпроекты
Национальные проекты развития страны инициированы указом президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Всего проектов 12. Они условно разделены на три большие группы.
1. «Человеческий капитал»: проекты «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура».
2. «Комфортная среда для жизни»: проекты «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология».
3. «Экономический рост»: проекты «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», а также «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».