«Человек, который ездит на SUV, никогда не пересядет на седан»
Материалы выпуска
Проекты на триллионы Решения Кластер как стратегия Компетенция «Человек, который ездит на SUV, никогда не пересядет на седан» Рынок Облигации с принципами Инструменты «Все больше людей стараются сделать что-то свое независимо от корпораций» Инструменты «Концессионный механизм уже пользуется доверием инвесторов и строителей» Решения
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Человек, который ездит на SUV, никогда не пересядет на седан»

О том, почему подход россиян к выбору автомобиля становится все более рациональным, РБК+ рассказал управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев.
Фото: Пресс-служба

— По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2018 году количество продаж автомобилей в России выросло на 12,8%. Спрос постепенно восстанавливается?

— В 2015–2016 годах рынок потерял примерно половину, и мы пришли к продажам на уровне 1,5 млн автомобилей в год, но сейчас видим возрастающий тренд: рынок восстанавливается, хотя и не такими темпами, как мы хотели. Мы прогнозировали на 2018 год рост в диапазоне 10–15% c последующим замедлением. Думаем, что в 2019 году рост продолжится, но, скорее всего, будет не выше 5–10%. Дело в том, что есть факторы, влияющие на рынок как положительно, так и отрицательно. С одной стороны, покупательная способность населения выросла несильно, но с другой — есть потребность в замене автомобилей. Мы вспоминаем рекорд продаж 2013 года, когда в России было продано около 3 млн автомобилей. Сегодня этим машинам около пяти лет. Любой человек задумается о смене автомобиля в такой ситуации, с учетом того что средний срок владения составляет четыре-пять лет. Безусловно, необходимость замены автомобилей будет влиять положительно на динамику рынка, но не даст оснований говорить о двузначных цифрах роста.

— Что в целом больше всего сейчас определяет спрос на автомобили: реальные доходы населения, демография или другие факторы?

— Сейчас сложно обозначить отдельный фактор, но в целом это доходы и настроение потребителей — насколько клиент уверен в будущем, в своих перспективах. Общее настроение зависит от спада или роста экономики. Доходы населения за последнее время выросли незначительно, но экономика показывает плюс. Мы, как производители, должны прикладывать все усилия, чтобы сделать покупку автомобиля максимально простой. Я вижу в 2019 году возможный рост продаж по рынку на уровне 6–7%. Автопроизводители, как и многие компании, зависят от курса рубля, и его серьезные колебания могут привести к повышению цен. Кроме того, не стоит забывать об эффекте повышения НДС. Мы заинтересованы в том, чтобы рынок рос постепенно, и поступательный рост нас тоже устраивает.

В этом году мы планируем запустить много финансовых продуктов, которые обеспечат месячные платежи на уровне 2018 года, несмотря на рост цен.

— Какие кредитные продукты вы имеете в виду?

— Это в первую очередь кредитная программа «Старт» с гарантированной остаточной стоимостью, которую мы запустили два года назад; она позволяет ровно в два раза уменьшить ежемесячные платежи наших клиентов. По результатам 2018 года доля кредитных продаж у нас достигла 52%. Механика этих программ довольно проста: при стандартном кредите, если машина стоит 1 млн руб., вы платите 300 тыс. руб. и берете в кредит 700 тыс. руб. на три года. По программе «Старт» вы платите те же 300 тыс. руб. в качестве первоначального взноса, но берете кредит всего лишь на 20% стоимости машины, а 50% стоимости автомобиля фиксируется и не входит в кредитную часть. Через три года машина будет стоить дороже, поэтому вы сможете либо выплатить остаток суммы, либо, как мы рекомендуем, заменить автомобиль на более новый и продолжить платежи на прежних условиях.

— В связи с падением реальных доходов населения наблюдаете ли вы смещение спроса к более дешевым моделям?

— На сегодняшний день на рынке есть, скорее, другой тренд — люди более рационально подходят к выбору автомобиля. При этом у нас средняя стоимость автомобиля растет в основном из-за того, что доля SUV в продажах превышает 55%. Еще два года назад доля Solaris была 70%, но сейчас она упала и составляет всего 30%. Сегодня Hyundai — это бренд кроссоверов, что крайне важно для нашего имиджа, и мы собираемся развиваться в этом направлении. Человек, который ездит на автомобиле сегмента SUV, никогда не пересядет на седан: комфорт и полезность кузова, которые дает кроссовер, в седане получить просто невозможно. Более того, в седанах практически нет полного привода, если это не Genesis. Наши люди любят ездить за город, активно путешествовать по стране, и кроссовер в этом отношении оптимальный выбор. Если раньше кроссоверы были дорогим и нишевым продуктом, то сейчас их доступность существенно выросла.

— Плохое качество дорог стимулирует спрос на кроссоверы в России?

— В Московском регионе говорить о плохом качестве дорог нельзя, но в других регионах низкое качество сохраняется, особенно после зимнего периода, когда дороги основательно разбиты, что добавляет привлекательности кроссоверам. Но в целом качество дорог — это вообще не критерий спроса, этот показатель не попадает в десятку ключевых факторов. Функциональность кроссовера существенно выше — например, вы можете перевезти в нем какой-либо груз. В России сейчас в целом 40% продаж приходится на кроссоверы, а в премиум-сегменте их доля достигает 70%. Россия становится страной кроссоверов. Этот тренд наблюдается и во всем мире.

— Что дает вашей компании участие в таких мероприятиях, как РИФ-2019?

— Действительно, мы четвертый раз выступаем партнером сочинского форума. В своей стратегии по продвижению бренда Genesis мы уделяем большое внимание форуму и в принципе сотрудничеству с «Росконгрессом». Для нас, как для новой компании премиум-сегмента, это прежде всего отличная возможность показать наш автомобиль потенциальной аудитории. Бренд Genesis был запущен в России совсем недавно, в сентябре 2016 года, а в мире — в ноябре 2015-го. Поэтому мы посчитали, что участие в форуме — это очень важный этап в становлении бренда в России, который будет способствовать продажам в том числе.

— Сколько автомобилей вам обычно удается продать на форуме?

— Напрямую конвертировать число переданных для нужд форума автомобилей в контракты очень сложно, но за годы участия в совместных проектах с «Росконгрессом» мы видим возрастающий интерес к нашей марке со стороны государственных структур. Мы очень рады бурно развивающему сотрудничеству в области закупок автомобилей Genesis. На каждом форуме у нас всегда есть возможность тест-драйва, активно работают продавцы-консультанты. Например, в 2019 году на форуме в Сочи мы установили мобильный стенд Genesis прямо на входе в конгресс-холл и там будут выставлены два автомобиля. У посетителей будет возможность узнать больше о бренде и провести тест-драйв. Но в целом нельзя говорить о каких-то массовых продажах: мы продаем около 150 автомобилей в месяц на всю страну, в этом году хотим увеличить это число до 170–180 автомобилей и преодолеть рубеж 2 тыс. автомобилей в год. Для сравнения: в 2018 году мы продали 1831 автомобиль Genesis.

— Какие шаги вы планируете предпринять в ближайшее время для локализации своей продукции?

— В конце декабря 2018 года мы подписали специальный инвестиционный контракт с правительством, где обязались продолжать инвестировать в расширение завода по производству двигателей и трансмиссий на территории России. Уже началась большая работа, и сейчас будем прорабатывать детали и конкретный план, которым сможем поделиться позже.