С необходимостью цифровой модернизации своего бизнеса столкнулись компании из множества отраслей — предприятия розничной торговли, банки, производственный сектор и другие, отмечает Владислав Бутенко, председатель консалтинговой компании «BCG Россия», а «цифровая трансформация не будет успешной, если в компании нет подходящих для ее реализации сотрудников».
Евгения Куликова, руководитель службы академических программ «Яндекса», не считает ситуацию кризисной: по ее словам, во всем мире наблюдается нехватка ИТ-кадров, связанная с бурной цифровизацией. Однако, согласно данным совместного исследования международной консалтинговой BCG и The Network «Анализ глобального рынка талантов 2018», России непросто конкурировать за таланты на мировом рынке труда. По данным исследования, страну стремятся покинуть ради профессиональной карьеры 46% опрошенных, большинство из них — молодые люди до 30 лет (57%), в свою очередь, 65% этой группы составляют айтишники.
Традиционно спрос наиболее высок в финансовом секторе, на высокотехнологичных и наукоемких предприятиях, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. «Появляется большое количество интересных стартапов в различных сферах — от промышленности до финансового сектора и сферы обучения, включая и рост зарубежных предложений», — соглашается директор по персоналу компании «Открытие Брокер» Артем Обоймов.
«Чаще всего вакансии появляются в профильных для специалистов ИТ-компаниях, в других отраслях, где востребованность ИТ-специалистов высока по-прежнему: услуги для бизнеса, телекоммуникации, связь, розничная торговля, финансовый сектор, СМИ, маркетинг, реклама, BTL, PR, дизайн, продюсирование», — комментирует Борис Вольфсон, директор по развитию HeadHunter.
Екатерина Санникова, генеральный директор технологического центра Дойче Банка, рассказывает: «Поскольку мы занимаемся разработкой торговых систем для глобального инвестиционного бизнеса, работающего практически во всех крупных финансовых центрах мира, у нас особенно востребованы разработчики и инженеры по тестированию. И не только с профильным глубоким образованием в ИТ, но и с фундаментальным математическим образованием».
Нужны специалисты, которые не только умеют «писать код», но также могут сформировать проектную команду для создания ИТ-продукта, говорят в Сбербанке. В частности, в Сбербанке востребованы или активно развиваются такие ИТ-направления, как программирование на Java, Java script, разработка мобильных приложений под iOS/Android, анализ больших данных (data science).
По данным доцента кафедры менеджмента РЭУ им Г.В. Плеханова Инги Корягиной, в мире отмечается огромный спрос на специалистов в области искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI), Deep Learning / Machine Learning, блокчейн в области финансовых платежей или микротранзакций, а также сервисов, обеспечивающих безопасность данных. «Особым спросом будет пользоваться функция распознавания лиц, в том числе для банкоматов, вместо привычного ввода пин-кода. А врачам скоро понадобится ИТ-поддержка в сфере биоинжиниринга или программирования различных частей человеческих органов и клеток», — прогнозирует эксперт.
Столичный фактор
Наиболее интенсивный рост спроса в сфере ИТ сосредоточен в столице, отмечают в HeadHunter, с начала 2018 года он обгонял общерыночный. В Санкт-Петербурге также наблюдалась быстрая динамика в начале года, но затем она сравнялась с общей для рынка труда. В регионах в прошедшем году особых скачков спроса в ИТ-сфере не наблюдалось, а рост в целом отставал от общерыночных показателей.
«Технологический сектор России преимущественно сосредоточен в Москве и ее окрестностях, здесь он быстро развивается и привлекателен для молодых амбициозных профессионалов», — согласен Владислав Бутенко.
По словам заместителя директора Ассоциации инновационных регионов России Рустама Хафизова, новые направления спроса на айтишников будут определены с приходом «цифры» в традиционные сферы. «Пока наиболее революционным решением этой задачи видится формирование инновационного кластера Москвы, одной из задач которого станет синхронизация спроса на кадры со стороны высокотехнологичных компаний с программами подготовки образовательных учреждений», — добавляет эксперт. По его словам, в будущем ключевым фактором станет скорость, с которой образовательные программы будут адаптированы под потребности бизнеса.
Глобальная конкуренция
Соревноваться за работников российским компаниям приходится не только внутри страны. Мировые технологические гиганты не первый год реализуют свои программы по поиску в России перспективных кандидатов. По словам Кирилла Ширяева, руководителя отдела подбора персонала, развития бренда работодателя и образовательных программ «Лаборатории Касперского», отток наиболее квалифицированных кадров за рубеж наблюдается давно. Чтобы привлекать лучших специалистов, компаниям необходимо предлагать условия труда, которые отвечают запросам кандидатов. «Это и достойная зарплата, и комфортные условия работы, в том числе большой соцпакет, гибкий график работы, современный офис и, что также очень важно, интересные задачи, позволяющие сотрудникам развиваться в профессиональной деятельности», — говорит Кирилл Ширяев.
В свою очередь, Артем Обоймов отмечает, что многие иностранные компании предлагают интересные условия по заработной плате, поэтому отток остановить сложно. «Мы пытаемся заинтересовать кадры не только конкурентоспособной заработной платой, но и относительно гибким графиком, дружной и профессиональной командой, современными стеком технологий и офисом, а также интересными проектами», — добавляет он.
«В деле привлечения любых специалистов высокого класса на передний план выходят вещи, которые работодатель может предложить соискателю помимо основного набора из стабильной работы и хорошей зарплаты, — это техническая оснащенность офиса, комфортное рабочее место, удобный график, соцпакет, корпоративные ценности», — согласен Борис Вольфсон. Репутация таких отечественных компаний, как «Яндекс», «Лаборатория Касперского», Mail.Ru Group, сопоставима с международными технологическими гигантами, например Google и Facebook, отмечает Владислав Бутенко. Репутация бренда для ИТ-специалиста важна — опросы HeadHunter показали, что 38% кандидатов обращаются в интересные им компании напрямую. Еще 25% используют социальные сети, а 22% — профессиональные сообщества, среди которых самые популярные — Habr, StackOverflow, GitHub и Behance.