Выпуск в хай-тек
Материалы выпуска
Планктон покидает офис Рынок «За дефицитом ИТ-специалистов может последовать нехватка рабочих» Компетенция HeadHunter: «Рейтинг работодателей России — 2018» Компетенция ИТ вокруг Москвы Рынок Выпуск в хай-тек Инструменты «Пройти путь от геофизика до гендиректора можно за семь лет» Решения «Кандидатам из поколения миллениалов важна свобода» Компетенция «Люди меняются даже быстрее, чем диджитал-системы» Инновации Как найти чемпионов Инструменты «Современный инженер обязан мечтать» Компетенция
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Выпуск в хай-тек

Отечественная высшая школа не успевает «штамповать» ИТ-выпускников. Чтобы удовлетворить растущий спрос на этих специалистов, нужны новые образовательные инструменты.
Фото: Getty Images Russia

Исследования Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) за 2018 год показали, что для удовлетворения спроса на специалистов необходимо увеличить выпуск студентов в системе профильного высшего образования минимум в 2,5 раза — примерно на 120 тыс. человек в год.

Специальности из будущего

На рынке труда востребованы такие специалисты, как робототехник, data scientist, биоинженер, дизайнер виртуальной реальности, специалист по биоинформатике. Но получить образование по специальностям, сами названия которых еще недавно звучали экзотически, в России пока непросто, говорит директор по развитию HeadHunter Борис Вольфсон.

Еще одна серьезная проблема состоит в том, что сильные российские технические университеты — МФТИ, МГТУ им. Баумана, СПбПУ и другие — выпускают молодых специалистов, владеющих в основном теоретическими знаниями, говорит директор по развитию инновационной экосистемы Российской венчурной компании (РВК) Алексей Гусев. Чтобы готовить технологических предпринимателей, учебная программа должна сочетать hard skills — знания в области ИТ, физики, химии, энергетики, новых промышленных технологий и soft skills — бизнес-компетенции. В 2017 году РВК совместно с МГУ и университетом ИТМО (Санкт-Петербург) разработала учебный курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», который уже встроен в учебные программы 44 университетов России. В рамках программы студенты учатся процессу разработки высокотехнологичных продуктов или услуг, формируют команды, осваивают маркетинговые инструменты и способы привлечения финансирования. «Умение не просто читать лекцию, но и работать со студенческими командами в роли ментора, то есть направлять студентов и помогать им реализовывать собственные проекты, — это обязательное условие развития технологического бизнеса на базе университетов», — рассказывает Алексей Гусев.

Передать по цепочке

По словам вице-президента Mail.Ru Group по персоналу и образовательным проектам Дмитрия Смыслова, сотрудничество бизнеса и академической среды становится все более плотным. Сбербанк, например, создает совместные с вузами магистратуры, организует базовые кафедры, лекции, мастер-классы. В преподавание включаются сотрудники банка, а студентов берут на практику, приглашают на стажировки и стипендиальные программы. У Технологического центра Дойче Банка также есть совместные проекты с вузами по максимальной адаптации будущих специалистов к предстоящим реальным задачам в ИТ-профессиях. «Помимо традиционного участия в ярмарках вакансий мы запустили спецкурсы в Москве на факультете высшей математики и кибернетики МГУ и в Политехническом университете Санкт-Петербурга», — рассказывает генеральный директор центра Екатерина Санникова.

У Mail.Ru Group есть несколько форматов сотрудничества с высшей школой в части подготовки персонала: организовываются курсы, стажировки и олимпиады для студентов, действует волонтерская программа «Амбассадоры MRG», представляющая компанию в университетских сообществах. Есть двухгодичные и семестровые курсы в нескольких технологических вузах страны — такие программы в компании называют технопроектами. В МГТУ им. Баумана, МГУ им. Ломоносова, НИЯУ МИФИ, МФТИ, СПбПУ Петра Великого действуют программы дополнительного образования по ИТ.

«В современных условиях для подготовки ИТ-специалистов необходимо работать в связке «школа — вуз — работодатель», — согласен руководитель отдела подбора персонала, развития бренда работодателя и образовательных программ «Лаборатории Касперского» Кирилл Ширяев. Эта связка подразумевает, что школы и вузы будут давать универсальное образование, а компании — готовить специалистов «под себя». Так, эксперты «Лаборатории Касперского» регулярно читают лекции и рассказывают про информационную безопасность в ведущих технических вузах. Есть и полноценная программа стажировок — SafeBoard, по пяти направлениям: исследование киберугроз, разработка программ, их тестирование, системный анализ и системное администрирование. Cтажировка предполагает гибкий график — от 20 часов в неделю и фиксированную заработную плату, а по итогам наиболее отличившиеся выпускники могут стать штатными сотрудниками «Лаборатории Касперского».

«Студенты наряду с научными кадрами привлекаются к НИОКР по заказам предприятий — такова, например, практика у «Газпром нефти» с СПбГУ в области геологических разработок», — дополняет руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Это позволяет учащимся на раннем этапе включиться в технологические процессы потенциального работодателя.

Руководитель службы академических программ «Яндекса» Евгения Куликова рассказывает, что «Яндекс» запустил совместный проект с Высшей школой экономики, открыв там факультет компьютерных наук для будущих разработчиков и исследователей в сферах работы с данными, искусственного интеллекта, информационного поиска и программной инженерии. Базовые кафедры «Яндекса» работают на профильных факультетах Высшей школы экономики и МФТИ. Компания участвует в магистерских программах образовательного центра «Сириус», МФТИ, МГУ, СПбГУ и Новосибирского государственного университета. Запущен также образовательный проект «Яндекс.Практикум».

По данным опросов hh.ru, большинство работодателей считают поиск ИТ-кадров (в первую очередь разработчиков) наиболее трудоемким. На первый план в процессе их привлечения выходят новые категории — технологичность HR-бренда, или технобренд, способность компании убедить соискателя в том, что именно здесь его ждет работа с самыми современными инструментами и проектами на переднем крае технологий, комментирует Борис Вольфсон.


Роботы и работники

В поиске перспективных ИТ-специалистов компании делают ставку на интернет-каналы рекрутинга, включая соцсети. «Яндекс» проводит международный чемпионат по спортивному программированию («Яндекс.Алгоритм»), соревнования по программированию «Яндекс.Блиц», а также «Дизайн-перемену» — выездные воркшопы (форма обучения). Они проходят в разных городах России, компьютерному дизайну бесплатно обучают 20–30 человек, а лучших учеников приглашают на стажировку.

Эффективность ИТ-найма обеспечивают высокотехнологичные инструменты. Внедрение чат-ботов, технологий видеоотбора кандидатов, роботов-рекрутеров позволяет ускорить процессы поиска специалистов, отмечают в Mail.Ru Group. Для автоматизации классических HR-процессов используются высокотехнологичные системы, для подбора и оценки кандидатов — искусственный интеллект.

В пресс-службе Сбербанка отмечают, что давно используют роботизированный подбор персонала, платформу видеовакансий и видеоинтервью для решения проблемы поиска кадров. Роботов-рекрутеров, которые просматривают резюме и обзванивают кандидатов, используют в Х5 Retail Group, «Дикси», Альфа-банке, МТС и других компаниях.

По данным исследования HeadHunter, в ближайшие три—пять лет искусственный интеллект будет заниматься поиском кандидатов (так считают 63% опрошенных), привлечением соискателей (47%) и обучением сотрудников (47%).