В числе распространенных способов подготовки будущего персонала — привлечение студентов на стажировку и практику в компанию, которая является партнером вуза. Крупные бизнес-структуры в рамках своих корпоративных стратегий более изобретательны и целеустремленны. Самые инициативные работодатели — это промышленные компании и структуры ИT-сферы. Среди них «Норникель», «Сибур», Nestle, «Роснано», Unilever, «Яндекс», МТС, «Лаборатория Касперского», говорит руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман.
Соревновательный принцип
Для того чтобы привлечь лучших молодых специалистов, крупные компании становятся партнерами масштабных кейс-чемпионатов, в ходе которых студенты развивают новые компетенции и навыки (soft skills), а также проводят свои внутренние.
Например, «Норникель» ежегодно проводит свою летнюю образовательную академию «Покорители Севера». Участникам предлагают кейсы, основанные на реальных ситуациях. Так, в прошлом году в рамках первого кейса участники должны были проработать проект цифровизации производственных, социальных и административно-бытовых процессов Медного завода (входит в Заполярный филиал «Норникеля»). Командам следовало оценить поставленные задачи с точки зрения производственной, экономической и социальной эффективности, просчитать риски и с учетом всего этого представить план внедрения своих инициатив.
Второй кейс был связан с перспективами внедрения промышленного интернета вещей на рабочих местах сотрудников «Норникеля». В рамках третьего кейса следовало разработать концепцию нового волонтерского проекта, нацеленного на комплексное улучшение производственных, экологических и социальных показателей «Норникеля» в регионах, где расположены основные производственные площадки компании.
Смысл подобных образовательных программ в том, чтобы дать максимум новых практических знаний самым способным молодым инженерам исходя из принципа «Мы не учим профессии, но учим менеджменту». Все программы, связанные с обучением потенциальных сотрудников, изначально нацелены на привлечение HiPO — профессионалов с высоким потенциалом, молодежи, которой можно доверить сложные проекты, объясняют в «Норникеле».
Практика проведения соревнований, в ходе которых компании различных отраслей разрабатывают бизнес-кейсы и предлагают их для решения командам игроков, относительно нова для российского рынка, но она становится популярной. Кейсы могут быть связаны с продвижением продукции, бизнес-процессами, брендированием, объясняет Марк Гойхман. Он приводит в пример крупнейший кейс-чемпионат страны Сhangellengе Cup Russia, в котором в минувшем году приняли участие более 5 тыс. студентов и недавних выпускников со всей России. Задания для них разрабатывали и оценивали такие компании, как МТС, SAP, Mars, Райффайзенбанк и др.
В течение года в Москве и других регионах проводится более десятка подобных кейс-чемпионатов, организуемых Лигой кейсов Changellenge. Есть даже отдельные состязания с учетом специфики конкретных отраслей, например металлургии, ИТ, ретейла.
В ходе таких чемпионатов и образовательных мероприятий можно привлечь будущих специалистов не только профильных профессий, но и самые дефицитные на сегодняшнем рынке труда ИТ-кадры.
Например, «Сибуру» нужны специалисты, обладающие цифровыми компетенциями в области химических технологий, и компания стала партнером направления «Нефтехимия» студенческой лиги Международного инженерного чемпионата Case-In. Сейчас компания в партнерстве с Томским государственным университетом и Томским политехническим университетом разрабатывает образовательные программы в области «цифровой» химии и инженерии.
Далеко не все ИТ-специалисты готовы работать в производственной сфере, не имеющей прямого отношения к их профессии. Тот же «Норникель», как утверждают в компании, использует ИТ в максимальном объеме, включая социальные и экологические проекты. Здесь делают ставку на то, чтобы привлекать ИТ-кадры возможностями решения интересных профессиональных задач, связанных с внедрением таких технологий, как блокчейн, облачные решения или искусственный интеллект. Число сотрудников «Норникеля» с опытом работы в ИТ-сфере уже превышает 1200 человек. В 2019 году компания планирует набрать новый штат data-инженеров и специалистов по data science.
От школьника до директора
Многие российские компании всерьез озабочены подготовкой кадров непосредственно со школьной скамьи, причем так, чтобы теоретические знания одновременно подкреплялись производственной практикой.
Развитию этой тенденции способствуют и государственные инициативы. В сентябре прошлого года фонд «Будущие лидеры» при поддержке Фонда президентских грантов запустил федеральную образовательную программу для школьников «Эврика. Образование будущего». Так же как и во взрослом чемпионате, команды школьников представляют свои разработки экспертам, их кейсы тоже связаны с производственными ситуациями в разных промышленных отраслях.
В «Норникеле» не первый год действуют лаборатории научно-технического творчества FabLab (расположены в Норильске и Мончегорске), число постоянных резидентов достигает сотни. Компания также проводит конкурс для совсем молодых изобретателей I Make. Уже шесть проектов — победителей этого конкурса получили три золотые и три серебряные медали на недавней Международной выставке юных изобретателей в Индонезии.
Промышленные гиганты стараются непрерывно развивать свой кадровый потенциал. В том же «Норникеле» реализуется «Лидерская программа», направленная на привлечение технических экспертов с опытом работы до трех лет. У этой программы сразу несколько целей, подчеркивают в компании. Это одновременно поиск кандидатов, обладающих незаурядным управленческим потенциалом, их адаптация на производстве и в коллективе, подготовка профессиональной лидерской команды.
По результатам программы наиболее успешные участники могут получить назначение на руководящие должности, а компания — пополнить кадровый резерв квалифицированными менеджерами.