«Лабораторная диагностика всем нужна в шаговой доступности от дома»
Материалы выпуска
Дело от производителя Инструменты «Мы видим второе пришествие японской кухни» Компетенция «Лабораторная диагностика всем нужна в шаговой доступности от дома» Компетенция «Настал момент из общепита зайти в дом покупателя» Рынок Маркетинг с двух сторон Решения
Компетенция
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Лабораторная диагностика всем нужна в шаговой доступности от дома»

О технологичности бизнеса, связанного с биоматериалами, РБК+ рассказала Светлана Василенко, директор департамента развития франчайзинга компании «Гемотест».
Фото: Пресс-служба

— Медуслуги, прежде всего лабораторная диагностика, уже несколько лет являются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов франчайзинга. Какой потенциал у этого рынка?

— Действительно, отрасль активно развивается, и услуги, предоставляемые «Лабораторией Гемотест», пользуются высоким спросом.

Емкость рынка позволяет открывать новые отделения, у нас огромный потенциал для развития, особенно в регионах. Цифры говорят сами за себя: в течение последних трех лет ежегодный прирост сети составляет 25–30%. Наш партнер получает возможность работать в социально значимой и интенсивно развивающейся высокотехнологичной отрасли медицинских услуг.

Жизнь становится все интенсивнее. Пациенты не готовы тратить время на дорогу, им нужно получить услугу здесь и сейчас, и наша задача — обеспечить всем возможность получить услуги диагностики в шаговой доступности от дома.

На сегодня отделения «Гемотест» работают во всех федеральных округах Российской Федерации, от Калининграда до Южно-Сахалинска. И мы продолжим свое развитие в каждом федеральном округе. Кроме того, мы начали экспансию в страны Центральной Азии и открыли первые два отделения в Киргизии.

— Помимо экспансии сетей один из трендов рынка — расширение спектра оказываемых услуг лабораторной диагностики. Имеет ли смысл делать на это ставку?

— «Лаборатория Гемотест» выполняет широчайший спектр услуг по всем направлениям диагностики. Дополнительно мы сделали акцент на внедрение высокотехнологичных методов в узкопрофильные и специфические диагностические направления, требующие значительных инвестиций. Двигаясь в этом направлении, мы первой из коммерческих лабораторий получили лицензию и открыли на базе своей лаборатории направление патоморфологии, ввели такие перспективные методы морфологической диагностики, как иммуноцитохимия и иммуногистохимия. Привлекли в наш коллектив дополнительные высококвалифицированные медицинские кадры.

— У вас в сети 650 отделений, 450 из них — франчайзинговые. Такая система, да еще в высокотехнологичной сфере, требует регламентации всех процессов. Как обеспечиваются логистика, информационное обеспечение?

— Безусловно, все бизнес-процессы четко регламентированы. Когда пациент сдает биоматериал в лабораторном отделении в Южно-Сахалинске, лаборатория в Москве уже знает об этом. Все это возможно благодаря информационной программе, разработанной нашей компанией, которая постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями бизнеса.

Программа позволяет персонифицировать каждую пробирку, весь биоматериал маркируется, штрихкодируется, что исключает возможность человеческой ошибки.

Все это позволяет нам организовать жесткие логистические цепочки, которые сопровождаются информационными потоками.

— Все образцы биоматериалов обрабатываются в Москве?

— У нас централизованная технологическая база в Москве площадью более 4 тыс. кв. м, оборудованная современными автоматическими анализаторами и тест-системами ведущих мировых производителей. Технологическая база включает пять лабораторий: автоматизированных и общеклинических методов исследования, морфологических, микробиологических, а также молекулярно-генетических исследований. Биоматериал, даже из-за Полярного круга, доставляется в лабораторию в кратчайшие сроки в полной сохранности в соответствии с международными требованиями по обеспечению безопасности хранения и транспортировки биоматериала.

И пациент, несмотря на отдаленность некоторых отделений, получает результаты многих исследований в течение суток после сдачи анализов. Исследования выполняются 24 часа в сутки, 365 дней в году.

Единая технологическая база позволяет оказывать услуги высочайшего качества, что подтверждено сертификатами международных стандартов менеджмента качества ISO 15189:2007 и ISO 9001:2015.

— Согласно рейтингу РБК, сеть «Гемотест» заняла второе место в 2018 году по числу проданных франшиз. Вы заявляете, что даже начинающий предприниматель может открыть точку. Но дело все-таки довольно специфическое…

— Со стороны, действительно, управление лабораторным отделением кажется трудным делом. На самом деле каждый предприниматель способен управлять отделением лабораторной диагностики. Это надежный, прозрачный, управляемый и прогнозируемый вид бизнеса. Важен только ответственный подход — всему остальному мы научим.

В компании создана и работает бизнес-школа «Гемотест», где мы учим основам и тонкостям бизнеса, правилам и стандартам работы лабораторного отделения.

И конечно, уделяем внимание ключевым модулям управления, таким как принятие управленческих решений, операционный менеджмент, эффективная мотивация персонала, бизнес-коммуникации и маркетинговые инструменты.

— Вы помогаете начинающему партнеру с оценкой и выбором локации?

— Мы очень тщательно относимся к выбору территории и помещения для открытия нового отделения.

В первую очередь анализируем представленность в конкретном городе услуг лабораторной диагностики, конкуренцию, уровень цен. Мы опираемся на данные геомаркетинговой программы, которая показывает нам количество населения, проживающего в пятнадцатиминутной шаговой доступности, средний уровень дохода граждан, количество медицинских центров, детских садов, школ, которые помогают формировать поток пациентов. Более того, с помощью программы можно спрогнозировать планируемый объем продаж отделения при открытии по данному адресу.

— Какой первоначальный капитал нужен, чтобы стать партнером сети «Гемотест»? Каковы сроки открытия отделения и возврата инвестииций?

— После выбора помещения мы приступаем к его ремонту в соответствии с нашими требованиями и стандартами. Как правило, ремонт занимает 20–25 дней. Параллельно занимаемся закупкой оборудования. В компании работает интернет-магазин, с помощью которого можно оснастить лабораторное отделение «под ключ». Следующий этап — получение разрешительных документов. Одновременно подбираем персонал и обучаем его в нашем учебном центре.

Как правило, на открытие отделения требуется три–четыре месяца.

Необходимые инвестиции, которые включают оплату паушального взноса, ремонт помещения, закупку оборудования, составляют 1,5–2 млн руб. в зависимости от объема необходимого ремонта. Если помещение в собственности, то открытие обходится еще дешевле.

Паушальный взнос составляет от 50 тыс. до 200 тыс. руб. в зависимости от численности населения города открытия. В крупных городах отделения показывают большие объемы продаж, но если сравнивать экономическую эффективность, то отделения, открываемые в малых городах, быстрее выходят на точку безубыточности и окупаемость в связи с тем, что операционные расходы (аренда, заработная плата персонала) в таких городах намного ниже.

— Франшиза получается, с одной стороны, недорогая, с другой — требующая скорее аккуратности, чем предпринимательской инициативы?

— Абсолютно согласна. Наша франшиза требует тщательности в выполнении всех инструкций. Франшиза существует уже девять лет, и за это время мы до совершенства отточили все бизнес-процессы и стандарты. Практически все наши партнеры на третий—шестой месяц выходят на точку безубыточности, в течение полутора лет возвращают вложенные инвестиции, а дальше уже стабильно зарабатывают. И зачастую через какое-то время они к нам приходят за открытием второго, а потом и третьего лабораторного отделения.

Есть и семейные династии: у папы несколько лабораторных отделений, отделения — у дочери и сына. Это показывает доверие наших франчайзи к бренду, они рекомендуют данный вид бизнеса своим близким. Это, на мой взгляд, показатель успеха — как и наши победы на отраслевых конкурсах, например на Всероссийском конкурсе «Социальный франчайзинг» в 2018 году, премии «Russian Business Guide. Люди года» в номинации «Франшиза» в 2019 году.

— Какие виды услуг перспективны для вашего рынка и могут дать конкурентное преимущество, условно, через пять лет?

— Очень востребован проект «Онкологическая экспертиза». Когда пациенту поставлен онкологический диагноз, мы рекомендуем обратиться к нашим экспертам высокого уровня, которые подтвердят или откорректируют его. Для этого пациенту даже не обязательно приезжать на прием — можно просто передать нам стекла с биоматериалом в любом отделении сети.

Другое набирающее востребованность направление — программы ChekUp; это комплексные лабораторные программы разработаны и для мужчин, и для женщин, и для детей.

У нас много отделений, которые дополнительно к диагностике предоставляют медицинские услуги, такие как ультразвуковое исследование, консультации терапевтов, педиатров, врачей узких специальностей.

Эти и другие специализированные услуги становятся все популярнее, как и сам по себе здоровый образ жизни.