По данным исследования портала Franshiza.ru, рынок франчайзинга в России за последний год вырос рекордно — на 19% (в предыдущий год — на 5%, ранее он рос стабильно на 10–12% год к году). В начале 2018 года, по данным портала, было 1900 продавцов франшиз, в начале 2019-го — больше 2250. При этом активно продвигают свои франшизы всего около тысячи компаний.
При этом доля производственных франшиз снижается. К примеру, на начало 2018 года она составляла 5%, а на начало 2019 года было зафиксировано 3%, при том что их количество выросла с 53 штук до 60. Остальной рынок растет быстрее.
Производственные франшизы чаще всего предлагаются на строительном рынке, на рынке автосервиса, обработки отходов. Например, компания «Полифасад» предлагает производство фасадных термооблицовочных плит, «Банбочка» — изготовление бань в форме бочки, «Тундра» — производство пиролизных котлов как альтернативы газовому отоплению, «Вилгуд» — это франшиза автотехцентра, «ХимRussia» –изготовление автохимии и автокосметики, «ЭкоМир» — бизнес по переработке мусора.
«Производство — достаточно «закрытый» сегмент, и некоторые проекты продают франшизу только знакомым или аффилированным инвесторам либо распространяют информацию о ней только среди игроков своей отрасли», — говорит Анна Рождественская, руководитель каталога франшиз Franshiza.ru.
Производственная история
Производственная франшиза появилась на свет второй. Сначала Айзек Зингер в 1858 году реализовал идею продавать агентам лицензию на право ремонта своих швейных машинок и на обучение покупателей работе на ней. А около 1890 года (точная дата неизвестна) Coca-Cola начала продавать право разливать свой напиток по бутылкам большому количеству независимых предпринимателей, закрепив за ними и эксклюзивные право продавать его на определенной территории США.
Этот вид франшизы, как указывает Альберт Хамзин, коммерческий директор компании «Бибосс», существует и сейчас: «Обычно это взаимоотношения крупных заводов, выкупающих право использования бренда и технологическую карту конкретного товара и затем выпускающих его на своем оборудовании — возможно, с легкой модернизацией. Оттого, допустим, пиво одной и той же марки, произведенной на разных заводах, имеет разный вкус». Таких предложений нельзя найти в каталогах франшиз, поэтому этот сегмент франчайзингового рынка незаметен внешнему наблюдателю.
Трудности воспроизводства
Серьезная угроза для производственных франшиз — копирование и хищение технологий, упоминает Аксинья Мешкова, консультант по франчайзингу.
«Более или менее спокойно на передачу технологий решаются те, кто имеют должным образом запатентованные и зарегистрированные технологии или обладает рычагами воздействия на франчайзи», — считает Анна Рождественская. Такими рычагами, по ее словам, могут быть, например, поставки каких-то компонентов для производства, без которых конкретный производственный цикл не сможет существовать (например, ключевой компонент производства автохимии или уникальное оборудование, которые невозможно или невыгодно заказывать в другом месте). Рычагом также может быть единая служба сбыта — когда франчайзер реализует товар, произведенный всеми его франчайзи. «В частности, такой формат анонсировался при запуске агрофраншиз: предполагалось, что франчайзи должны были выращивать продукцию по технологии и из саженцев франчайзера и сдавать эту продукцию на реализацию через «единое окно» франчайзера», — отмечает Анна Рождественская.
Рычаги в цехах и в облаках
У производственной франшизы компания RH3D (изготовление методом 3D-печати пластиковых ортезов — внешних ортопедических медицинских приспособлений для придания тому или иному суставу функционально выгодного положения) библиотека моделей ортезов, как и программа создания новых моделей на основе присылаемых врачом-ортопедом антропометрических данных (длина, размер окружностей, количество фиксаторов), находится в облачном сервисе. Там данные обрабатываются и отправляются на 3D-принтер. Как говорит Василий Полывянный, практикующий и оперирующий ортопед, идейный вдохновитель и создатель проекта, на языке патентных поверенных разработка компании является аппаратно–программным комплексом. Аппаратная часть находится у франчайзи, а программное обеспечение — в облаке под контролем франчайзера.
Василий Полывянный называет оборудование компании протезно-ортопедическим предприятием, занимающим один квадратный метр площади. Франчайзи, по словам основателя компании, становятся обычно бизнесмены, ведущие медицинский или «околомедицинский» (как поставщики медицинских учреждений) бизнес. Есть и медики — например, недавно франшизу приобрели два молодых человека 23 и 24 лет, один из них — студент старших курсов медицинского вуза, другой — провизор. Приобретение принтера обойдется в 600 тыс. руб., эта сумма является и паушальным взносом. Необходимы будут еще расходы на обеспечение связи и на помещение, если оно арендуется (впрочем, бизнесмены могут поставить принтер у себя в офисе или на складе).
Василий Полывянный рассказывает, что франчайзи нужны для работы с людьми: необходимо общаться с медицинскими чиновниками, привлекать врачей-ортопедов, знакомить с этой технологией пациентов. Франчайзи получают материалы инструкционного и тьюториального плана и для обслуживания принтера, и для общения с руководством больниц, с местными департаментами здравоохранения.
Другой тип рычагов контроля за партнерам по производственной франшизе связан с поставками комплектующих. За брендом H-Point, развивающим франчайзинговую сеть мастерских по производству и ремонту рукавов высокого давления (РВД, являются частью систем гидравлического привода строительной, коммунальной, сельскохозяйственной, дорожной и карьерной техники), стоит один из лидеров рынка — компания «Гидравия». Как говорит директор по развитию H-Point Алексей Казанцев, идея добавить франчайзинговую сеть появилась в 2010 году и была реализована в 2012 году. Причина — снижение темпов роста собственной сети, которая до этого росла по экспоненте, рассказывает Алексей Казанцев.
У «Гидравии» есть налаженные связи и большой оборот торговли с основными поставщиками станков и комплектующих, необходимых для ремонта гидравлических систем, в разных ценовых сегментах. Полученные от производителей преференции помогают предлагать привлекательные условия для франчайзи (адекватные цены и быстрое получение запчастей). А рост числа точек (сейчас в сети 54 точки, но планируется увеличить их число до 300) помогает и дальше расширять масштабы продаж и увеличивать долю рынка.
В целом интерес инвесторов к франшизам производства стабильно высокий, особенно среди предпринимателей-мужчин, говорит Анна Рождественская. При этом, по ее словам, наиболее устойчивы сети, в основе франшизы которых лежит формула «производство плюс технологии реализации результата производства».