Инновации , Весь мир ,  
0 

Тариф «Мультимодальный»

Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости
Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости
«Бесшовные» маршруты становятся все более привлекательными для пассажиров и формируют возможности для роста бизнеса перевозчиков, однако нуждаются в новом законодательном регулировании.

Точкой отчета мультимодальных пассажирских перевозок в России принято считать декабрь 2014 года, когда Федеральная пассажирская компания (ФПК) организовала автобусное сообщение на отрезке Старый Оскол — Валуйки к железнодорожной станции и от нее для пассажиров единственного поезда, соединяющего столицу с востоком Белгородской области. Такие стыковочные рейсы «поезд — автобус» тогда оказались эффективными, и эту модель начали переносить на другие маршруты, в том числе дальнего сообщения, в местностях.

Автобус — поезд — паром 

Позже появился еще ряд маршрутов: Вологда — Ярославль — Москва, Кострома — Ярославль — Санкт-Петербург, Белгород — Алексеевка — Россошь — Адлер и другие. В этих маршрутах железнодорожный транспорт дополнялся автобусным сообщением с оптимизацией расписания этих видов транспорта.

В 2016 году компания опробовала другую схему перевозок — «поезд — электричка»: пассажиры поезда Саратов — Москва получили возможность в течение короткой остановки поезда в Домодедово пересаживаться на пригородный поезд к аэропорту, минуя столицу, что экономило им время и деньги. На некоторых маршрутах (например, в Крым) стали использовать также сочетание «поезд — паром». По данным пресс-службы ФПК, всего с начала организации мультимодальных перевозок компания перевезла свыше 2 млн пассажиров, в основном это перевозки «автобус — поезд». Билет на смешанные перевозки стал единым, состоящих из двух частей: билета на поезд и талона на автобус или паром.

Модель мультимодальных перевозок стала актуальной не только на дальних маршрутах. Ее взяли на вооружение и региональные перевозчики. Сегодня единый билет для проезда, организованного по схеме «поезд — автобус», предлагает Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), действующая на полигоне Московской железной дороги. Например, оформив билет на бесконтактные смарт-карты («Тройка», «Стрелка» и др.), пассажир получает право бесплатного проезда на трансферном транспорте, если оформил абонемент на пять дней или один месяц с тарифным планом «экспресс плюс трансфер».

Маршрутов «поезд плюс автобус» становится все больше по всей стране. Всего с начала 2019 года в России действовали более ста таких схем, как туристических или сезонных, так и постоянных, связывающих крупные города с региональной «глубинкой». Как рассказали РБК+ в ФПК, проектом стратегии ее развития на период до 2030 года предусмотрено развитие агрегации билетов на различные виды транспорта, кроме того, компания заложила в стратегию подготовку до 2025 года входа в автобусный бизнес. Также для оперативного развития маршрутов формируется программа запуска мультимодальных перевозок на 2020 год, для которой предварительно отобраны более ста новых направлений практически по всей территории России.

Кто кого подождет 

«Выбрать маршрут и приобрести билет можно на портале РЖД, в любой железнодорожной кассе дальнего следования, — подтверждают в ФПК. — Пассажиру не нужно перемещаться между железнодорожными и автовокзалами, которые зачастую расположены на значительном удалении и требуют поездки на городских автобусах или такси».

Вместе с тем нельзя сказать, что мультимодальные пассажирские перевозки развиваются без проблем. Как считает президент ассоциации «Единая транспортная система «Автобусные линии страны» Борис Лоран, пассажиру кто-то должен гарантировать, что он приедет из точки А в точку Б через промежуточные пункты. «Возникает вопрос, кто кого будет ждать: автобус электричку или наоборот? Кто захочет менять расписание? — говорит эксперт. — Понятно, что поезд дальнего следования не станет увеличивать время остановки. Авиация тоже двигать расписание не может». По мнению Бориса Лорана, эти задачи можно решить с помощью логистического центра, способного синхронизировать график движения транспортных средств с помощью системы ГЛОНАСС. Для этого нужно решить вопрос, кто будет заказчиком такой мультимодальной транспортной работы и кто на себя возьмет ответственность.

По мнению эксперта, разделение финансовых потоков и недостаток координации всей работы на транспорте является серьезной проблемой. В связи с тем что пассажиры все чаще приобретают билеты в интернете, нужны агрегаторы, которые будут состыковывать рейсы и затем рассчитываться с перевозчиками.

Впрочем, в ФПК говорят, что агрегация проездных документов на различные виды транспорта предусматривается стратегией компании. Это решение будет реализовано с применением специализированной платформы инновационной мобильности населения. «На данной платформе собирается «билетный контент» из различных билетных систем, которому придается единая, унифицированная форма и через единую точку доступа представляется широкой сети агентств для розничной продажи, — сообщили в ФПК. — Также портал позволяет организовать проведение взаиморасчетов между участниками и оформление проездных документов».

В ФПК считают, что для эффективного развития в России перевозок в прямом смешанном сообщении необходимо принять нормативные акты, в частности законодательно утвердить форму единого билета, установить правовую основу для регулирования отношений, возникающих между транспортными организациями при мультимодальных перевозках.


Бесшовный мир 

По насыщенности рынка мультимодальными пассажирскими перевозками Россия пока серьезно уступает Европе и США. Например, в США работает около 40 интермодальных узлов для трансферной перевозки по 34 маршрутам между национальной железнодорожной пассажирской корпорацией Amtrak и автобусной компанией GreyhoundLines, авиакомпаниями AlaskaAirlines, United и рядом аэропортов и Amtrak. Кроме того, у ведущих американских авиакомпаний United и AmericanAirlines заключены код-шеринговые договоры с операторами высокоскоростных железных дорог Франции, Бельгии, Британии и Германии.

В Европе лидирующее место в системе мультимодальных перевозок занимает Deutsche Bahn (DB). Около десяти лет назад компания обзавелась собственным автобусным парком для предоставления пассажирам бесшовных маршрутов и запустила автобусные перевозки в 15 европейских странах, в том числе по направлению к Лондону. Дочерняя же фирма DB Rent предлагает для владельцев годовых проездных билетов местного сообщения услугу по доставке на автомобиле к поезду и с поезда. Велосипеды, отмеченные логотипом DB, предоставляются в прокат более чем в полусотне немецких городов. Клиенту достаточно позвонить по телефону, указанному на самом велосипеде, и получить код для снятия блокировки. А после поездки транспорт можно оставить в любом месте, сообщив об этом оператору по телефону. Стоимость услуги — около пяти евроцентов в минуту, €3 в час, €12,7 в сутки, но для пассажиров поезда действуют скидки. 

Скачать Содержание
Закрыть