Решения , Весь мир ,  
0 

Комфорт встает на рельсы

Фото: Василий Кузьмиченок/ТАСС
Фото: Василий Кузьмиченок/ТАСС
В России начинается масштабное обновление парка пассажирских поездов — за счет изменения компоновки оборудования, расширения жизненного пространства, нового дизайна. Вырастет ли в результате пассажиропоток?

Разработки российских вагоностроителей соответствуют актуальным мировым тенденциям по части технологий и ориентированности на пассажира, при этом в России — своя школа развития строительства пассажирских вагонов, говорят в Проектно-конструкторско-технологическом бюро пассажирского комплекса РЖД. Особенности российского вагоностроения обусловлены тем, что в стране более широкая колея: 1520 мм. Это обстоятельство позволяет создавать больше свободного жизненного пространства. Российские вагоны шире почти на 30 см, длиннее, что позволяет разместить больше оборудования, рассказывают в бюро. Например, в коридорах может проехать инвалидное кресло, можно разместить для этого кресла подъемник, что невозможно сделать в европейских вагонах.

Движение по-новому 

Из презентации Федеральной пассажирской компании (ФПК), следует, что изменится конфигурация пассажирского подвижного состава — это будут двухвагонные плацкартные и купейные сцепы.

Вагоны будут производиться на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ), входящем в состав «Трансмашхолдинга» (ТМХ). Как рассказали РБК+ в холдинге, именно за счет такого объединения двух вагонов появилась возможность создать при входе вместительный холл (сервисную зону), в котором можно будет установить кофейные и вендинговые аппараты, установки для фильтрации и нагрева воды, а также микроволновую печь для самостоятельного разогрева еды. Такой тип поезда позволит создать внутри изолированную от внешней среды зону с комфортной температурой по всему составу.

Все внутреннее устройство вагона выполнено согласно пожеланиям заказчика, который предварительно исследовал требования пассажиров, поясняют в ТМХ. Есть возможность регулировать температуру непосредственно в купе, там установлены небольшие индивидуальные сейфы, розетки и разъемы USB. Бионический дизайн, где использованы высококачественные материалы, позволит комфортно отдыхать во время длительного путешествия. Продумано освещение, которое будет из холла проецироваться даже на посадочную платформу.

Впервые в истории российского вагоностроения в серийных вагонах появится душ. Все управление в санитарных кабинах будет сенсорным, что позволит свести прикосновения к оборудованию до минимума. В сентябре текущего года первые вагоны встанут на маршрут Москва — Белгород.

Базовая стоимость нового вагона будет такой же, как у ранее выпускавшихся, говорят в ТМХ, поскольку заказчик очень заинтересован в том, чтобы стоимость билетов не росла, а пассажиропоток увеличивался.

В Европе другие традиции — там, для того чтобы переночевать в пути, предоставляются кушетки. Есть, правда, отдельные купе с санузлом и душем, напоминающие наши СВ.

С другой стороны океана, в США, железнодорожный оператор, компания Amtrak, предоставляет возможность ездить в вагонах Viewliner и Superliner, где есть купе различной степени комфорта с разным количеством мест (в том числе специально оборудованные для инвалидов). Есть дорогие купе с санузлом и душем. Просторные двухуровневые вагоны Superliner дают возможность путешествовать с комфортом и принимать пищу в отдельной столовой наверху. В них прозрачные стены и частично крыша на втором этаже для панорамного вида, где обычно располагаются кафе. Таких вагонов на сети железных дорог Америки всего 10% от общего числа пассажирского подвижного состава, а конкретно — менее 200. Учитывая не очень большую популярность за океаном дальнего пассажирского железнодорожного сообщения и его общую убыточность, компания не собирается вкладывать большие средства в дальнейшие разработки чего-то принципиально нового. А возраст вагонов составляет несколько десятилетий.

Контракты и деньги 

В феврале 2019 года ФПК и «Трансмашхолдинг» подписали контракт на закупку нового подвижного состава. Он состоит из двух частей — твердого заказа и опциона. Как пояснял журналистам генеральный директор ФПК Петр Иванов, до 2025 года компания закупит 3730 новых вагонов. В их число помимо сцепов входят вагоны традиционной конфигурации и вместительные двухэтажные. Общая сумма контракта — 237 млрд руб. без НДС. Глава ФПК рассчитывает на то, что пассажирские перевозки будут расти, по прогнозам компании, к 2025 году количество отправленных в дальнем следовании пассажиров увеличится с 102 млн в 2018 году до 118 млн (+15,7%), а к 2030 году — до 122 млн. За семь лет на 16,3% возрастет и пассажирооборот.

При этом, несмотря на прогнозируемый прирост пассажиров, существующий парк вагонов планируется сократить за счет вывода старых моделей, выработавших свой ресурс. Сейчас у ФПК порядка 18 тыс. единиц подвижного состава, но постепенно его количество к 2025 году будет уменьшаться. В то же время уже закуплено более 1600 новых вагонов, а к 2025 году их будет 5300. Если учесть, что к этой дате планируется кардинально обновить 2,5 тыс. находящихся в эксплуатации вагонов, то, по расчетам ФПК, получится, что порядка 32% всего парка составит уже новый подвижной состав. Новый парк позволит меньшим количеством обеспечить рост пассажиропотока, поскольку будут закупаться двухэтажные вагоны повышенной вместимости.

В ближайшем будущем, как пояснили в ТМХ, новый подвижной состав будет оборудован «умными» датчиками, которые позволят заранее предупреждать о возможном отказе техники. В результате можно будет заметно сократить время и стоимость ремонтов. Кроме того, новые интеллектуальные технологии повышают безопасность перевозок пассажиров, снижая вероятность аварий в пути. Оснащенность технологиями и оборудованием вагоностроительных предприятий позволяет выполнить все эти задачи.

По словам генерального директора Тверского вагоностроительного завода Андрея Соловья, в производство уже инвестировано свыше 18 млрд руб. До 2020 года определены основные поставщики комплектующих, причем в контракте ТМХ и ФПК содержится требование, чтобы не менее 85% компонентов было российского производства. В дальнейшем компания будет искать дополнительных контрагентов, поскольку заинтересована в расширении количества поставщиков, предлагающих инновационные материалы, рассказал глава предприятия.

Как полагает руководитель отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Скок, заказ на производство новых вагонов будет иметь важное значение для экономики страны в целом.

«Производство пассажирских вагонов является отраслью высокого передела, создает значительную добавленную стоимость продукции и оказывает высокий мультипликативный эффект, — говорит эксперт. — По оценке ИПЕМ, реализация контракта на поставку пассажирских вагонов окажет на экономику России мультипликативный эффект в размере до 609,1 млрд руб.».

С другой стороны, Игорь Скок замечает, что пассажиры чутко реагируют на изменение качества транспортной услуги, что сказывается на росте перевозок.

«Введение современного подвижного состава с улучшенными потребительскими свойствами, например двухэтажных вагонов для перевозок в дальнем следовании, воспринимается как инновация, а в дальнейшем сформирует привычку к более высокому уровню комфорта, ожидаемого от перевозчика, — полагает эксперт. — С высокой долей уверенности можно утверждать, что без запланированного обновления парка вагонов привлечь дополнительных пассажиров на железнодорожный транспорт будет затруднительно».

Инструменты «Важной составляющей в производстве вагонов стала эстетика чистоты»
Скачать Содержание
Закрыть