Область несырьевого экспорта
Материалы выпуска
Центростремительные инвестиции Решения «Мы говорим с бизнесом на одном языке» Компетенция Производство синергии Инновации Область несырьевого экспорта Решения Социальная функция бизнеса Инструменты
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Область несырьевого экспорта

Выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, высокотехнологичная промышленность и инновационный малый и средний бизнес позволяют Московской области наращивать объем поставок за рубеж.
Благодаря ускоренным контейнеровозам грузы из КНР прибывают в РФ за срок до 14 дней (Фото: ТАСС)

Московская область — один из ведущих регионов по объемам зарубежных поставок. В 2018 году, по данным Российского экспортного центра (РЭЦ), региональный экспорт вырос на 7,7% и составил $7,08 млрд. Главной особенностью экспортного профиля региона является его структура — доля несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) составила в прошлом году 93,64% против общероссийских 33,2%. Удвоение ННЭ до $250 млрд к 2024 году — одна из стратегических целей, поставленных президентом в прошлогоднем послании Федеральному собранию и закрепленных майским указом. В Московской области уже сейчас почти треть зарубежных поставок приходится на высокотехнологичные отрасли — механическое оборудование, техника и компьютеры составляют 13,43% регионального экспорта, оптика, приборы и медицинская техника — 5,44%, автотехника — 5,36%, электрические устройства и аппаратура связи — 5,33%.

Еще одна экспортно ориентированная отрасль — производство сельхозпродукции. За первый квартал 2019 года зарубежные поставки продукции подмосковного АПК составили $210,9 млн, на 20,5% больше аналогичного показателя прошлого года. Большая их часть приходится на продукты глубокой переработки. Так, в 2018 году область стала лидером по экспорту молока. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия области Андрея Разина, в ближайшие пять лет планируется нарастить объемы агропромышленного экспорта до $1,5–1,7 млрд в год.

АПК региона в рамках программы импортозамещения по ряду направлений уже способен выйти на внешние рынки и составить конкуренцию поставщикам из других стран, говорит доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Долгова: «Например, продукция российских птицефабрик дешевле американской, и это связано в том числе с эффективностью производственно-сбытовых операций».

Драйверы роста 

В целом к 2024 году власти намерены увеличить объем экспорта почти вдвое. «В настоящий момент ННЭ Московской области составляет $6,63 млрд, это оценка 2018 года. Область растет в объемах экспорта. Мы собираемся достичь к 2024 году объема экспорта $13 млрд», — заявил зампред правительства области Вадим Хромов.

Этому должен способствовать бурный рост промышленности региона и дополнительные меры поддержки экспортно ориентированных предприятий.

В первом квартале 2019 года, по данным областного министерства инвестиций и инноваций, индекс промпроизводства составил 110,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, что выше среднероссийского (102,1%) и московского (105,5%). Регион также занимает третье место в стране по отгрузке продукции собственного производства, в 2018 году, по данным Росстата, показатель превысил 2,48 трлн руб.

«Научно-технический потенциал Московской области — еще одно направление для активного развития экспортной деятельности, связанной не только с производством, но и с оказанием услуг», — уверена Мария Долгова. Одним из главных преимуществ региона является «инновационный пояс МСП», сформированный в высокотехнологичных кластерах — Пущино, Физтехе, Фрязино и наукогородах — Королеве и Жуковском, органы власти и институты развития, отвечающие за поддержку экспорта, могут вовлекать их во внешнеэкономическую деятельность, полагает замглавы Ассоциации инновационных регионов России Рустам Хафизов.

«Это очень серьезная точка роста для Московской области, способная дать большой синергетический эффект в рамках инновационного развития региона», — говорит он.

Китайский поворот 

Основными торговыми партнерами Московской области в 2013–2019 годах оставались страны СНГ. С 2014 года лидерство удерживает Белоруссия, следом идут Казахстан и Азербайджан. Активные торговые связи налажены с Европой: Германия прочно удерживает позиции в десятке крупнейших стран-партнеров, в прошлом году вырос экспорт в Великобританию и Нидерланды. Несмотря на геополитические осложнения, Украина остается одним из крупных партнеров области, хотя с первого места в 2013-м отодвинулась на третье-четвертое в последующие годы.

По итогам 2018 года существенно увеличился экспорт в Турцию и Вьетнам, а в январе 2019-го резко возросла доля Египта (38,8%) в общем экспорте, что вывело его в лидеры списка, отмечает Мария Долгова.

Постоянным деловым партнером региона является Индия — занимает третью-пятую позиции по объемам экспорта из Московской области. Китай занимает шестое-восьмое места в десятке крупнейших стран — партнеров региона.

Область активно ведет работу по привлечению покупателей из Китая. Например, существуют совместные проекты между российскими и китайскими технопарками, где происходит акселерация российских и китайских высокотехнологичных проектов, рассказывает Рустам Хафизов. «Взаимодействие институтов поддержки инноваций и предпринимательства в виде технопарков и инжиниринговых центров помогает стартапам и молодым предпринимателям понять, насколько их продукция и решения применимы как в России, так и в Китае. Потому что сделать тестовый выход на внешний рынок очень дорого, тем более для стартапа», — говорит эксперт.

Еще одним шагом навстречу китайским партнерам стало открытие в марте этого года в Красногорске в бизнес-парке GreenWood Центра по защите прав российских и китайских предпринимателей. Соглашение о его создании подписали уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов и президент Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь. В 2018 году российско-китайский товарооборот достиг рекордных $100 млрд. По словам Бориса Титова, эти цифры станут еще более весомыми, если для китайских предпринимателей в России и россиян в Китае будет создана комфортная среда.

Наращиванию экспортных потоков в Китай способствуют и прямые экспортные железнодорожные маршруты из так называемых сухих портов. Ускоренные контейнерные поезда позволяют поставлять грузы регулярными рейсами (два раза в месяц) при сокращении срока доставки до 14 дней, при этом стоимость сравнима с морскими перевозками. В 2017 году первые такие маршруты были запущены Российским экспортным центром в партнерстве с компаниями «РЖД Логистика», «Трансконтейнер» и Freight Village RU со станции Ворсино в Калужской области в порт Далянь и Чэнду.

В ноябре 2018 года первый контейнерный поезда отправился из китайского города Цзыбо в подмосковный терминал «Селятино». Крупнейшим же «сухим портом» на территории Московской области станет транспортно-логистический центр «Белый Раст». Проект реализуется усилиями ОАО «РЖД» и китайской группы компаний «Инкоу порт», первый поезд в Китай с его территории уйдет уже в августе 2019 года.

Меры поддержки 

Создание благоприятной среды для экспортеров является одним из приоритетов областного правительства. Московская область активно участвует в федеральных инициативах и национальных проектах, которые сегодня реализуются в части поддержки экспорта. Это и формирование экспортных центров по линии РЭЦ, и участие в бизнес-миссиях, и самостоятельная организация бизнес-миссий; серьезная поддержка осуществляется по линии Минпромторга. В регионе создан собственный Фонд поддержки внешнеэкономической деятельности, который оказывает поддержку экспортно ориентированным компаниям — от консультаций до подбора иностранного контрагента и организации встречи в формате b2b.

В 2018 году бюджет фонда составил 20 млн руб., в нынешнем году он увеличивается до 147 млн руб., к мерам поддержки добавились компенсация затрат на размещение на электронных площадках, создание экспортного брендбука, стандартизацию и сертификацию, участие в зарубежных выставках, а также поддержка крупного бизнеса (ранее фонд поддерживал только МСБ). Кроме того, подмосковные промышленные компании могут обратиться к поддержке Минпромторга в рамках корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК). Речь идет о долгосрочных программах развития компаний, предусматривающих и наращивание их экспортного потенциала — одного из ключевых элементов нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, готовность к реализации КППК выразили около 1600 компаний из 46 регионов. При этом наличие программы станет дополнительным преимуществом при получении других мер поддержки. Как отмечал зампред правительства Московской области Вадим Хромов, предприятия, включенные в соответствующий список, смогут претендовать на получение льготного финансирования для развития экспортно ориентированных производств на территории России и организации российских производств за рубежом, включая страхование экспортных кредитов и широкую линейку банковских инструментов.

Требования к мерам поддержки должны меняться в зависимости от потребностей компаний, отмечает Рустам Хафизов. «Меры поддержки РЭЦ, направленные на сертификацию, омологацию продукции, на компенсацию проведения бизнес-миссий, крайне востребованы сегодня экспортерами. При этом по ряду мер требуется тонкая настройка. Важно, чтобы институты развития в динамичном режиме отслеживали изменения, которые происходят, и настраивали меры поддержки в соответствии с нуждами производителей», — заключает он.


Из Фрязино в Дубай

Научно-производственная компания «Антракс» из Фрязино разрабатывает и производит интеллектуальные системы для энергетики. В 2015 году компания вышла на внешний рынок и сегодня поставляет продукцию в 30 стран.

Рассказывает директор ООО МНПП «Антракс» Андрей Кучерявенков:

— В конце 2014 года на нас вышла иностранная компания, нашедшая наш сайт, хотя в тот момент на английский была переведена только заглавная страница. Тогда мы поняли, что у нашего продукта есть технически уникальные свойства, которых в мире больше нет. Но было очевидно, что без европейской сертификации мы не вылезем. Весь 2015 год мы потратили на сертификацию всей продукции в Швейцарии и создание новой документации. Для российской инженерной школы непонятно, как можно сложные технические подробности изложить в стиле брошюрки по сборке мебели из IKEA, но заказчики из других стран хотят видеть именно ее.

Сейчас мы поставляем продукцию в 30 стран, но сделать можно еще очень много. Мы работаем с местными посредниками — они всегда будут продавать эффективнее, поэтому зарубежных представительств у нас нет. А вот заниматься сопровождением проектов и технической поддержкой из России уже сложно, поэтому сейчас мы обсуждаем открытие такой точки в Дубае. Мы получили несколько прямых запросов: здесь заказчики любят сервис и готовы платить за круглосуточное сопровождение. И постепенно такой сервис может становиться даже прибыльнее, чем продажа самого «железа». Кроме того, у нас стали завязываться очень серьезные контракты — сейчас мы обсуждаем объем поставок, равный нашему годовому производству. Если таких будет несколько, нам придется наращивать производство. Наконец, партнеры из Саудовской Аравии рассматривают нас уже не как поставщика «железа», а хотят получить комплексное решение, способное обслуживать в том числе и уже установленное оборудование немецких производителей. Так что поставлять сложную промышленную электронику из России за рубеж возможно, и даже весьма неплохо, как показывает наш опыт и опыт наших коллег.