Социальная функция бизнеса
Материалы выпуска
Центростремительные инвестиции Решения «Мы говорим с бизнесом на одном языке» Компетенция Производство синергии Инновации Область несырьевого экспорта Решения Социальная функция бизнеса Инструменты
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Социальная функция бизнеса

Развитие малого и среднего бизнеса — один из ключевых факторов, влияющих на экономику регионов. Помогая МСБ, Московская область создает новые рабочие места и решает значительную долю социальных проблем населения.
Известный сыровар Олег Сирота развивает агробизнес при поддержке Московского областного гарантийного фонда (Фото: ТАСС)

Развитие малого и среднего бизнеса в стране приобрело статус национального проекта. Согласно паспорту федерального проекта, опубликованному правительством РФ в начале этого года, к 2024-му число занятых в МСБ должно увеличиться с 19 млн до 25 млн человек, доля небольших компаний в ВВП — вырасти с 22,3 до 32,5%, а в несырьевом экспорте достичь показателя 10%.

Задача государства — предложить МСБ меры поддержки на каждом этапе жизненного цикла бизнеса от появления идеи, регистрации и до расширения и выхода на экспорт.

Наибольшее число компаний МСБ традиционно сосредоточено в Центральном федеральном округе. Московская область (МО), по данным первого вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Владислава Корочкина, третья в стране по количеству МСБ. По данным министерства инвестиций и инноваций МО, только за 2018 год число зарегистрированных в регионе небольших компаний выросло на 5,6% и достигло 337 272, а доля малого и среднего бизнеса в ВРП — 30%.

По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты Московской области Валерии Гулимовой, сектор вносит существенный вклад в создание рабочих мест. Средняя занятость в МСБ в регионе за два года выросла более чем на 41 тыс. человек и в 2018 году составила более 837 тыс.

Климат имеет значение 

Бизнес-климат в Московской области — один из ключевых факторов для роста числа МСБ, говорит Валерия Гулимова. По ее словам, регион помимо серьезной работы по увеличению мер поддержки бизнеса отличает грамотно выстроенная обратная связь: «Губернатор на встречах с бизнесом часто использует слово «клиентоориентированность», что не очень свойственно руководителям органов власти».

Формирование и рост сектора МСБ в Подмосковье — задача министерства инвестиций и инноваций, которое параллельно занимается развитием инфраструктуры для крупных инвестиционных проектов. По статистике министерства, в 2018 году объем господдержки МСБ составил 646 млн руб., из них 450 млн руб. были предоставлены из областного бюджета 182 компаниям в качестве субсидии на развитие.

По словам зампреда регионального правительства Вадима Хромова, существующие и создаваемые меры поддержки малому и среднему бизнесу ежегодно приносят рост налоговых отчислений в бюджет более чем на 1 млрд руб., а это новые возможности для развития социальной сферы области: строительства детских садов, школ, поликлиник и больниц, дорожной инфраструктуры и благоустройства населенных пунктов.

Для поддержки малого бизнеса, и особенно стартапов, в Подмосковье развивается сеть коворкинг-центров, где молодой предприниматель на льготной основе может получить юридический адрес, рабочее место, пройти обучение и найти себе единомышленников.

Бизнес для людей 

Господдержка МСБ в Московской области реализуется в рамках программы «Предпринимательство Подмосковья». Ее основные меры направлены на поддержку отраслей малого бизнеса с высокой налоговой отдачей, создающих новые рабочие места и модернизирующих производства.

Как рассказала РБК+ заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Надежда Карисалова, регион субсидирует предпринимателям до 10 млн руб. затрат на покупку и модернизацию оборудования, а также компенсирует до 3 млн руб. на первый взнос по лизингу.

Важное значение для региона, по ее словам, имеет поддержка социально ориентированного малого бизнеса, в том числе компаний, занятых в ремесленничестве, народных промыслах. В настоящее время очень много компаний действуют в этой сфере: это и частные детские сады, и центры, которые работают с инвалидами. В настоящее время 1156 социально ориентированных компаний МСБ уже получили финансовую поддержку от области.

С 2019 года в Московской области появились меры поддержки малого бизнеса в области спорта. Это новое направление финансовой помощи, которое мотивирует бизнес создавать спортивные объекты.

Особое внимание уделяется поддержке гостиничного бизнеса. По словам Владислава Корочкина, регион компенсирует часть затрат на капитальное строительство и инженерную инфраструктуру.

Финансовые инструменты, созданные в регионе для предпринимателей, активно используют местные фермеры. Например, известный сыровар Олег Сирота развивает агробизнес при поддержке Московского областного гарантийного фонда. За четыре года объем поручительств фонда вырос почти в четыре раза и в 2018 году составил более 1,3 млрд руб. Кроме того, Московский областной фонд микрофинансирования выдал предпринимателям и фермерам почти 1400 микрозаймов. Сегодня ставка по микрозайму составляет от 8 до 13% годовых.