— В каких отраслях промышленности особенно строгие требования к качеству обработки поверхностей изделий?
— Требования к обработке поверхности должны быть строгими вне зависимости от отрасли. Мы в свое время внесли вклад в разработку стандартов ISO (International Organization for Standardization. — РБК+) по шероховатости, что зафиксировано международными институтами. К примеру, в нефтегазовой отрасли необходимость долгосрочного использования трубопроводов является одним из приоритетов, следовательно, к процессу подготовки труб должно быть пристальное внимание. В свою очередь, в аэрокосмической промышленности важна не только сама обработка, но и так называемое упрочнение поверхности, наклеп — shot-peening технология. В энергетике при производстве ветрогенераторов и опор ЛЭП требования также на высшем уровне, чтобы минимизировать риск возникновения коррозии.
— Насколько сфера обработки поверхностей различных материалов восприимчива к внедрению новых технологий?
— Композитные материалы, пластики, стекло, высокомолекулярные полимеры все больше вытесняют металл, но изделия из этих материалов все равно нуждаются в обработке. Поверхность должна быть подготовлена для последующего технологического процесса или для достижения необходимого внешнего вида и качества. Мы постоянно инвестируем в новые технологии, совершенствуем наше оборудование с учетом задач по его производительности и безопасности. Например, все большую популярность набирает технология упрочнения поверхности, которая используется в различных отраслях промышленности для снятия усталости металла. В том числе при эксплуатации объектов инфраструктуры, например мостов и различных несущих конструкций. Кроме того, в связи с повышенным вниманием к экологии востребована технология абразивоструйной очистки поверхностей с использованием воды для уменьшения пылеобразования. В свою очередь, применение альтернативных абразивов природного происхождения, таких как колотые косточки или скорлупа орехов, пробка, крахмал и другие, позволяет сохранить структуру поверхности при обработке.
— В какой мере возможна автоматизация, роботизация этих производственных процессов?
— Возможны как частичная автоматизация с применением роботов-манипуляторов, так и полная роботизация. Единственным ограничением в данном случае выступает бюджет заказчика и здравый смысл. В России уже есть компании, где установлены автоматические линии для обработки небольших изделий в большом объеме, например две тысячи деталей в сутки. Однако в мире автоматизация в этой области — это пока зарождающийся тренд. И ключевым здесь оказался вопрос сервиса — нужно решить, кто будет обслуживать производственную линию, если робот остановится. Расходы на автоматизацию нужно соотносить со здравым смыслом, потому что роботы — это недешевое удовольствие. Наша компания активно использует роботов, в частности в Австралии, для обработки труднодоступных мест при ремонте мостов.
— Работа с какими материалами, на каких этапах обработки требует наиболее серьезных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду?
— Сегодня все чаще встает вопрос экологичности производства, и выбор материала является здесь ключевым фактором. Мы убеждаем в необходимости применения невредных абразивов, при этом указываем, что категорически запрещено использование любого песка, даже кварцевого, и абразива с содержанием свободного кремния. Мы переубеждаем заказчика и показываем целесообразность использования других материалов, в крайнем случае таких, как медный или никелевый шлак. Уменьшить негативное воздействие на окружающую среду можно, локализовав и удалив вредные компоненты в составе отработанного абразива. Правильное решение — замкнутые камеры, где исключены утечки пыли и других вредных выбросов в атмосферу. При этом оператор находится снаружи.
Серьезные компании нередко сами спрашивают, какой материал лучше использовать в каждом конкретном случае. Выбор материала зависит также от того, какую поверхность нужно обработать, даже стальной абразив можно использовать далеко не везде, например его нельзя применять при очистке алюминия. Некоторые абразивы используются до 40–100 раз, и они дороже одноразовых, но, когда заказчики начинают использовать их многократно, в итоге признают целесообразность таких инвестиций.
— Насколько эффективна современная техника безопасности при абразивной обработке материалов?
— Одним из наших приоритетов является использование безопасного оборудования и обязательная высококлассная защита оператора. Мы создаем все необходимые условия для оператора, обеспечиваем его шлемом, костюмом, фильтром дыхания. Сертифицированные средства защищают от жары, пыли и шума. Изначально наши инструкции по безопасности опирались на американские стандарты, потом было открыто подразделение в Европе, естественно, мы стали использовать европейские стандарты, а сейчас уже сертифицируем средства защиты согласно российским ГОСТам.
— Какова конкуренция среди компаний, занимающихся производством оборудования для обработки поверхностей, на глобальном рынке и в России?
— Конкуренция на рынке есть, и мы ее приветствуем, поскольку это стимул для развития. Чтобы быть конкурентоспособными, мы постоянно инвестируем в разработку новых технологий и предлагаем полный спектр оборудования: от мобильных напорных абразивоструйных машин, систем защиты оператора, беспылевых установок, устройств для очистки и окраски труб, кабинетов, автоматизированных систем до промышленных абразивоструйных камер и комплексов, включая дезактивацию. В наших проектах мы применяем уникальные технологии и знания для разработки систем, зачастую предлагая единственное и исключительное решение. Clemco продает не просто оборудование, но технологическое решение. На российском рынке у нас тоже есть конкуренты, но чаще всего это компании, работающие в одном из наших восьми направлений, а мы лидируем — в каждом из них.