Состав со скоростью 5G
Материалы выпуска
Состав со скоростью 5G Решения Пункты назначения Инновации «Основная задача — создавать энергоэффективные и экологичные локомотивы» Рынок «Цифровой завод на треть сокращает затраты на новые проекты» Компетенция На мультимодальной платформе Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Состав со скоростью 5G

Сделать пассажирские перевозки быстрее, безопаснее и комфортнее должны связь следующего поколения, высокоскоростные локомотивы и новые вагоны отечественного производства.
Фото: Getty Images

Беспроводная безопасность

На железной дороге проводные решения (кабели, релейные посты) уйдут в прошлое. Будет автоматизировано множество процессов, что снизит до минимума влияние человеческого фактора. Новые технологии и качество телекоммуникационной среды повлияют на все аспекты безопасного движения поездов: состояние пути, качество диспетчерского управления, надежность локомотивов и объем контролируемой машинистом информации, рисует картину будущего промышленный эксперт Леонид Хазанов.

По словам директора в московском офисе Boston Consulting Group (BCG) Дмитрия Погорельского, BCG в сотрудничестве с европейскими операторами разработала концепцию полностью цифровой железнодорожной системы, которая состоит из трех основных компонентов: беспилотных составов, операционных центров, способных обрабатывать информацию в реальном времени, и полностью автоматизированной системы составления расписаний.

Ключевым элементом разработки является беспилотность. Как отмечает Дмитрий Погорельский, в лондонской программе беспилотного движения Thameslink поезда пока находятся под постоянным наблюдением машинистов, которые могут вмешаться в работу автоматизированных систем. Для того чтобы обеспечить переход на высший, четвертый уровень автоматизации, требуется еще три шага: внедрение системы локального управления, которая обеспечит более точный контроль и позволит значительно сократить интервалы между поездами, установка технологии обнаружения препятствий и внедрение системы цифрового мониторинга движения и безопасности пассажиров (например, во время их посадки и высадки). Операционные центры будут в режиме реального времени управлять всем потоком поездов и должны опираться, как утверждает эксперт, на надежную связь между железнодорожными путями и поездами — цифровую магистраль, которая станет возможной благодаря повсеместному внедрению стандарта связи 5G.

В России продвижение новых технологий контролируется некоммерческим партнерством «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»). В него входят ОАО «Российские железные дороги», ЗАО «Трансмашхолдинг», АО «Синара — Транспортные машины» и другие компании. В рамках объединения также ведется подготовка к внедрению технологии 5G. К примеру, формулируются технические условия производителям оборудования и операторам связи. И требования эти особые. Например, в прошлом году на заседании ОПЖТ его глава Валентин Гапанович обращал внимание на сбои в работе мобильных операторов, которые исправлялись в течение часов, и напомнил, что железная дорога не будет терпима даже к минутным задержкам.

В следующем году «Трансмашхолдинг» будет получать информацию о состоянии каждого из вновь выпускаемых локомотивов в режиме реального времени. А совместный центр РЖД и Siemens уже получает и обрабатывает информацию от поездов «Ласточка», что в перспективе позволит внедрить полноценную систему предиктивного (предсказательного) ремонта, добавляет Леонид Хазанов.

Значительное число новых для России технологий управления движением отрабатывается на Московском центральном кольце (МЦК). Например, в июне текущего года завод «Уральские локомотивы» (совместное предприятие ГК «Синара» и Siemens) передал РЖД первую «Ласточку» с системой «машинного зрения», которая позволяет вести составы по точно заданному графику, говорилось в сообщении компании-производителя.

Кроме того, в этом году «Уральские локомотивы» оснащают 39 «Ласточек» на МЦК системой автоведения, которая позволяет скорректировать остановку поезда на платформе с точностью до 50 см.

Скорые еще быстрее

Комфорт и безопасность пассажирских перевозок на российских железных дорогах связаны с появлением новых составов, в том числе высокоскоростных. Вводить в эксплуатацию такие поезда в России начали в конце прошедшего десятилетия. Сейчас от поставок западных партнеров российские предприятия перешли на этап собственных разработок, констатирует Леонид Хазанов.

Первым был «Сапсан», созданный совместно с Siemens на базе модели Velaro, конструкционная скорость которого — 300 км/ч. Он был оснащен асинхронными тяговыми электродвигателями и в декабре 2009 года начал перевозки пассажиров по маршруту Москва — Санкт-Петербург со скоростями движения до 250 км/ч. В 2008–2010 годах создан скоростной поезд «Аллегро» (на базе модели Pendolino компании Alstom) для маршрута Санкт-Петербург — Хельсинки (скорость движения до 220 км/ч).

Для обеспечения перевозки пассажиров на Олимпиаде в Сочи в 2011–2013 годах Siemens были изготовлены 54 пятивагонных электропоезда «Ласточка» (на базе платформы Desiro ML) с конструкционной скоростью 160 км/ч. Сейчас электропоездов такого типа эксплуатируется более 160, большая их часть произведена в России.

До 2020 года РЖД получат 200 двухсистемных пассажирских электровозов ЭП20 «Олимп», говорится в материалах компании. Это первый российский электровоз, способный водить пассажирские поезда на скоростях до 200 км/ч. Он спроектирован в инжиниринговом центре «ТРТранс», который создал «Трансмашхолдинг» совместно со своим акционером и технологическим партнером — компанией Alstom.

РЖД и ГК «Синара» в августе 2019 года создали Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта. Его первым проектом станет разработка и производство в России поезда со скоростью движения до 400 км/ч, говорится в сообщении центра.

Комфорт 2.0

С комфортом нового уровня массовый российский пассажир познакомился с появлением «Ласточки». Согласно опросу, проведенному компанией ВЦИОМ в 2018 году, уровень удовлетворенности клиентов поездами этого типа очень высок. Почти 96% опрошенных пассажиров столичной МЦК хотели бы увидеть такие же составы на других направлениях железнодорожного сообщения. Высокие оценки пассажиров (более 90%) получили безопасность и комфорт вагонов.

Поезд был адаптирован для использования при внешних температурах от -40°C до +40°C, что практически идеально подходит для российского использования, отмечает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. Для России было разработано несколько версий «Ласточки», добавляет он: это городская и пригородно-городская серия ЭС2Г, пригородные и междугородные поезда повышенной комфортности ЭС2ГП, двухсистемные поезда повышенной комфортности ЭС1П.

В салонах ЭС2ГП, например, сиденья расположены с увеличенным интервалом, есть раскладывающиеся столики, кулеры для воды. Системы обеспечения постоянного микроклимата и обеззараживания воздуха используются во всех модификациях. Кроме того, салоны оборудованы современными пассажирскими сервисами: креплениями для велосипедов, USB-розетками для зарядки гаджетов, точками доступа Wi-Fi, информационными табло.

Сейчас на линии «Московского центрального диаметра-1» (МЦД-1) выходят новые электропоезда ЭГ2Т «Иволга» — модель уже второго поколения, выпускаемая на Тверском вагоностроительном заводе (АО «Трансмашхолдинг»), рассказывает Алексей Калачев. Состав можно беспрепятственно пройти от головы до хвоста. Опциями комфортного перемещения пассажиров являются USB-разъемы, теплые поручни, приспособления для перевозки велосипедов, в санузле — сенсорный кран и пеленальный столик для ребенка, в вагоне — табло, система климат-контроля. Немаловажно, что доля отечественных элементов и комплектующих в конструкции поезда составляет около 90%.

«Трансмашхолдингом» также разработан вагон модели 61-4492, это первый опыт российского двухэтажного вагоностроения. Он предназначен для эксплуатации на электрифицированных участках железных дорог на скоростях до 160 км/ч. Кроме того, в апреле 2019 года «Трансмашхолдинг» представил новый вагон-купе, в котором есть душ, сейфы, холодильник и СВЧ-печь (модель 61-4517). Компанией проектируются и плацкартные вагоны с электрическими розетками, душем и сервисными зонами, оснащенными холодильниками и микроволновками (модель 61-4516). Первые поставки вагонов нового модельного ряда начнутся в сентябре—октябре текущего года.


Беспилотники на рельсах

Летом этого года французский железнодорожный оператор SNCF провел первое испытание системы автономного движения поезда в пригороде Парижа на четырехкилометровом маршруте Вильнев — Сен-Жорж — Жювизи. Состав управлялся дистанционно. Установленные на локомотиве камеры передавали изображения машинисту, находившемуся в центре управления. В ближайшие месяцы французские железнодорожники планируют доработать и испытать опцию автономного обнаружения препятствий.

Первое в мире регулярное беспилотное движение было запущено в прошлом году в Австралии. Правда, это касается грузового движения по частной железной дороге компании Tinto. Большая часть маршрута товарных составов проложена по безлюдной полупустыне.

В США 2019 год стал обязательным для внедрения на всех поездах системы спутникового управления движением. Она принудительно изменяет скорость поезда, если машинист нарушает предписанный режим. Из-за сопротивления железнодорожных компаний (большинство железных дорог в США — частные) ее внедрение долго откладывалось, но после аварии пассажирского состава Amtrak в 2015 году с несколькими десятками жертв конгресс настоял на нововведении.

Китай, мировой лидер по протяженности высокоскоростных магистралей (более 30 тыс. км), существенно пересмотрел концепцию безопасности на железнодорожном транспорте после аварии с жертвами в 2011 году. К открытию зимней пекинской Олимпиады-2022 китайцы обещают запустить первый беспилотный высокоскоростной поезд. Как и большинство подобных проектов, мотивом отказа от услуг машиниста «из плоти и крови» является не экономия на рабочей силе, а повышение уровня безопасности в результате внедрения автоматизированных систем.