Пункты назначения
Материалы выпуска
Состав со скоростью 5G Решения Пункты назначения Инновации «Основная задача — создавать энергоэффективные и экологичные локомотивы» Рынок «Цифровой завод на треть сокращает затраты на новые проекты» Компетенция На мультимодальной платформе Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Пункты назначения

Некоторые статистические показатели российского железнодорожного машиностроения — в подборке РБК+.
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Пункт 1: Назло рекордам

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), прошлый год стал рекордным для России по стоимости отгруженной продукции железнодорожного машиностроения. Пассажирских вагонов продано на 70,8 млрд руб., это на 53,6% превышает показатели 2017 года. Моторвагонного подвижного состава было отправлено заказчикам на 73,5 млрд руб. (плюс 64,1% к 2017 году).

Железнодорожное машиностроение является крупнейшим российским экспортером за пределами сырьевых отраслей, отмечают в ИПЕМ. В 2018 году экспортировано продукции на $761,4 млн — это на 29,8% больше, чем годом ранее.

Пункт 2: Все мы пассажиры

Количество пассажиров, перевезенных российскими железными дорогами, по итогам 2018 года составило 1,16 млрд человек, что на 3,4% превышает показатель 2017 года, по данным пресс-центра ОАО «РЖД». Таким образом, в среднем каждый из нас девять раз в году становится пассажиром поезда, подсчитали в РЖД.

По их же сведениям, за январь—июль 2019 года по отечественным железным дорогам перевезены 682,2 млн пассажиров. Прирост к аналогичному периоду 2018 года составил 4,4%. Наибольшие темпы роста показали перевозки «Сапсаном» (Москва — Санкт-Петербург)  — на 19,6%, а также перевозки по Московскому центральному кольцу — на 15,3%. Пассажирооборот в целом вырос до 75,1 млрд пассажиро-километров, это на 3,4% больше, чем годом ранее.

Пункт 3: Темпы производства

По данным ИПЕМ, пассажирские вагоны в 2018 году показали наивысший рост выпуска в натуральном выражении относительно 2017 года: в прошлом году выпущено 966 вагонов. Относительно 2015 года, когда фиксировалось пиковое падение производства и был выпущен всего 131 вагон, их производство к сегодняшнему дню выросло почти в 7,5 раза. Производство вагонов электропоездов в 2018 году увеличилось по отношению к 2017 году на 18,8% (555 вагонов против 467).

Пункт 4: Путевая бухгалтерия

Объем инвестиционной программы РЖД на 2019–2021 годы составит 2,3 трлн руб. Обновление подвижного состава в этот период предусмотрено на сумму 386 млрд руб. Это более 1,8 тыс. новых локомотивов и свыше 750 единиц моторвагонного подвижного состава.

«Трансмашхолдинг» занимал 57-е, а группа «Синара» — 73-е место в рейтинге Forbes «200 крупнейших частных компании России в 2018 году» с 155 млрд и 122 млрд руб. выручки соответственно.

Пункт 5: Светлое будущее

По данным российского журнала Train and Brain (корпоративное издание ГК «Локотех» об инновациях и актуальных трендах в сфере транспортного машиностроения), в 2019 году ОАО «РЖД» закупит 674 локомотива, из них 39 — для пассажирских перевозок. Общая сумма закупок составит 88,6 млрд руб. Всего же на период до 2025 года РЖД планируют приобрести порядка 4 тыс. локомотивов.

14 февраля 2019 года АО «Федеральная пассажирская компания» и ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (входит в «Трансмашхолдинг») подписали долгосрочный контракт на разработку, проектирование, изготовление, испытание и сертификацию подвижного состава в 2019–2025 годах. Объем закупок составляет 3730 пассажирских вагонов для поездов с локомотивной тягой. В фиксированную часть заказа входит 2644 вагона, 1086 вагонов — опциональный заказ. Сумма контракта — 237 млрд руб. (без НДС).