Развитие железных дорог считают одним из основных драйверов второй промышленной революции, начавшейся во второй половине XIX века. В эпоху же четвертой революции и стремительной цифровизации транспортной отрасли железнодорожным перевозчикам, чтобы остаться на плаву, приходится все чаще прибегать к сотрудничеству с высокотехнологичными стартапами.
Мобильность как услуга
Развитие цифровых технологий повышает уровень требований, предъявляемый пассажирами к качеству транспортных услуг. «Уже сейчас мы видим, насколько изменилась индустрия автомобильных пассажирских перевозок. Это произошло во многом благодаря компаниям-агрегаторам и развитию концепции совместного потребления. Железнодорожные пассажирские перевозки какое-то время оставались в стороне от этих актуальных тенденций. Тем не менее конкуренция на рынке пассажирских перевозок заставляет меняться даже крупных монополистов», — говорит заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.
На волне уберизации, в корне изменившей рынок таксомоторных перевозок, люди ожидают схожего уровня сервиса и в других областях. Пассажиры хотят получить технологическое решение по управлению всей процедурой передвижения из точки А в точку Б, причем в идеале это решение должно быть в виде мобильного приложения и объединять все возможное виды транспорта, объясняет эксперт.
Концепция «мобильность как услуга» (MaaS) предполагает создание интегрированных транспортных платформ, которые создают оптимальный с точки зрения времени, удобства и расходов маршрут мультимодальной поездки по принципу «одного окна», отмечает инвестиционный директор Skolkovo Ventures Егор Попов. Мультимодальность перевозок имеет особое значение именно для железнодорожных перевозок, которую невозможно уберизировать напрямую, проложив рельсы до двери клиента. Поэтому основным вопросом становится проблема «последней мили», когда пассажир покинул поезд, но еще не добрался до конечной точки своего маршрута. «По прогнозам аналитиков, растущий в среднем на 25% в год объем европейского рынка Mobility-as-a-Service превысит $450 млрд уже к 2030 году. Желая возглавить актуальный тренд развития транспортной отрасли и расширить предложение, в том числе за счет добавления услуги «последней мили», ведущие железнодорожные операторы — Deutsche Bahn и SNCF — активно инвестируют в MaaS посредством различных инструментов», — указывает эксперт. Вокруг транспортной системы, организованной на MaaS-принципах, создается экосистема вспомогательных сервисов и технологических решений, включающая в себя платежные и расчетные решения, технологии идентификации пользователей и обеспечения безопасности транзакций, различные решения по сбору, анализу и скорингу телематических и прочих данных и даже заправочные станции для электротранспорта.
Deutsche Bahn за последние годы осуществила более десяти инвестиционных сделок в сегменте mobility и активно развивает собственную платформу мультимодальных перевозок Qixxit, созданную под эгидой DB Digital Ventures — подразделения группы, которая отвечает за поиск, анализ и продвижение новых цифровых бизнес-моделей. Платформа объединяет более 20 транспортных сервисов, как собственных, так и сторонних, сравнивает и предлагает возможные опции для создания наиболее удобной транспортной цепочки, поясняет Егор Попов.
Второй по величине европейский перевозчик — французская SNCF — также активно инвестирует в MaaS-проекты и рассчитывает, что к 2030 году на долю sharing-решений для перевозки пассажиров и грузов будет приходиться до 30% всех поездок. Развивают новые направления и другие операторы: лондонская LNER вступила в партнерство с небольшим стартапом Seatfrog, который разработал приложение, позволяющее пассажирам при наличии свободных мест повысить класс обслуживания за два часа до поездки с минимальной доплатой. Компания Hack Partners, пригласив в партнеры ведущих европейских железнодорожных операторов, проводит ежегодный хакатон для небольших стартапов, которые предлагают цифровые решения, направленные на повышение качества обслуживания пассажиров, перечисляет Дмитрий Завьялов.
Что касается России, то национальный перевозчик РЖД в меньшей степени по сравнению с зарубежными операторами испытывает давление рынка, полагает эксперт. «В России во многих случаях поезд является либо самым недорогим вариантом путешествия, либо единственно возможным. Недостаточно развитая дорожно-транспортная сеть, высокая стоимость авиаперелетов, отсутствие реальной конкуренции со стороны других видов транспорта не могут реально повлиять на монопольное положение РЖД. Тем не менее повышение удовлетворенности пассажиров должно само по себе быть достаточным драйвером для повышения качества пассажирских железнодорожных перевозок в России», — говорит Дмитрий Завьялов.
Впрочем, некоторая работа в этом направлении также ведется. «В 2016 году в структуре холдинга была создана компания «Инновационная мобильность», целью которой является развитие инфраструктуры, которая должна позволить пассажирам спланировать и оформить путешествие от двери до двери с учетом всех видов транспорта и дополнительных услуг. Сегодня платформа ориентирована на b2b-сегмент, предлагая подключение через API и открывая доступ к билетному контенту. Среди действующих партнеров указываются в том числе сервисы «Яндекса» и Tutu.ru. Стоит ли по примеру западных аналогов ожидать от национального железнодорожного перевозчика инвестиций в сторонние сервисы, покажет время», — отмечает Егор Попов.
«Железнодорожные перевозки будут понемногу терять долю среди различных способов транспортировки пассажиров. Критических спадов в пассажиропотоке у железнодорожных перевозчиков не будет, потому что состояние наших автомобильных дорог, цена топлива и другие факторы не способствуют частому использованию автомобилей. Однако если новые стартапы будут развиваться в междугородных поездках, это может стать значимым фактором в оттоке железнодорожного трафика», — говорит директор бизнес-акселератора StartON/5 element Владислав Судьин.
Не пассажирами едиными
Цифровизация железных дорог не ограничивается одним лишь потребительским сектором, хотя инновационное развитие сдерживает жесткое регулирование отрасли, связанное с обеспечением безопасности, а также присущий железнодорожникам консерватизм.
По оценке StartUs Insights, наиболее перспективными направлениями для новых технических решений являются системы автоматического контроля поездов, «интернет поездов», предиктивная аналитика в техобслуживании, искусственный интеллект, «умные» датчики, использование больших данных, облачных вычислений и дронов, а также биометрические билеты.
Железные дороги все больше движутся в сторону автоматизации. Системы контроля на основе GPS-приемника, видеокамер, набора датчиков и программного обеспечения, использующего искусственный интеллект, позволяют полностью заменить машиниста. Однако в этом случае особо остро встает вопрос обеспечения безопасности в случае появления какого-либо препятствия на пути. Израильский стартап RailVision разработал автоматическую систему раннего обнаружения, подающую сигнал тревоги, если на путях находится посторонний объект, а также распознающую и визуализирующую его на мониторе машиниста или в центре управления.
Огромные массивы данных, собираемые с помощью устройств интернета вещей, помогают не только контролировать перемещение поездов в режиме реального времени, повышая безопасность и сокращая простои, но и позволяют использовать предиктивную аналитику для своевременного технического обслуживания. Например, компания Perpetuum поставляет автономные удаленные датчики, которые устанавливаются на колесные пары. Их питание происходит за счет вибрации, передаваемой с подвижного состава. В случае обнаружения неполадки датчик передает данные, которые обрабатываются собственной аналитической платформой, чтобы запланировать ремонт в безопасные сроки.
Обработка огромного массива данных о пассажирах, поездках и перевозках грузов должна подталкивать железнодорожные компании к повышению качества обслуживания клиентов за счет повышения скорости, удобства, своевременности предоставляемых услуг. Это очень хорошо видно на примере европейского рынка. Национальные железнодорожные компании под давлением конкуренции со стороны авиакомпаний-дискаунтеров вынуждены были озаботиться повышением качества обслуживания пассажиров, особенно при трансграничных поездках. Благодаря этому появились такие проекты, как Единое европейское железнодорожное пространство (Single European Railway Area) и Shift2Rail («Пересядь на поезд»), которые призваны повысить конкурентоспособность и привлекательность железнодорожного транспорта, объединить железнодорожную инфраструктуру разных стран и разных операторов.
Искусственный интеллект лежит в основе множества инновационных решений — от роботов-наладчиков, которые могут заменить людей в процессе техобслуживания подвижного состава, до систем управления автономными поездами, определяющих, например, на каких станциях должен остановиться поезд в соответствии с данными о проданных билетах.
Дроны также могут оказать важную помощь железнодорожной индустрии: они могут использоваться для удаленного мониторинга удаленной и труднодоступной инфраструктуры, экономя время и заменяя людей в опасных зонах. Такие услуги оказывает, например, стартап RailPod.
Российский перевозчик РЖД в прошлом году также запустил механизм работы с инновационными стартап-проектами. «У РЖД, как у крупного потребителя и крупнейшей транспортно-логистической компании, есть большая потребность в инновационных технических средствах в области транспортной безопасности», — заявлял начальник Центра инновационного развития РЖД Александр Зажигалкин. При этом компания ориентируется в первую очередь на готовые продукты, адаптируя их под себя.
«Взаимодействие со стартапами — это полезная практика. Новые модели и сервисы будут быстрее появляться в предпринимательской среде. Если наладить правильную работу и взаимодействие и внедрение инноваций, то РЖД и другие перевозчики смогут получить полезный практический результат», — полагает Владислав Судьин.