Спустя пятилетку после «поворота на Восток» и старта активного взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) российский Дальний Восток показывает ежегодный рост товарооборота с соседними государствами, при этом оставаясь пунктом транзита сырьевых ресурсов за рубеж.
Изменение курса было вызвано во многом политическими причинами, напоминает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. Лишившись членства в G8, Россия решила повернуться на Восток и инициировала проведение Восточного экономического форума (ВЭФ). Он начал работу в сентябре 2015 года, когда российские власти впервые озвучили амбициозные планы развития макрорегиона, а также обозначили возможности для своего и зарубежного бизнеса в Забайкалье и на Дальнем Востоке, говорит директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Инстант Инвест» Александр Тимофеев. По его словам, инициатива была важна для укрепления сотрудничества со странами АТР.
Для привлечения иностранных инвесторов и в целом стимулирования деловой активности в регионе были организованы территории опережающего развития (ТОР) с преференциальными режимами, которые предлагают низкий уровень налогообложения, упрощенные административные процедуры и специальные меры по защите инвесторов, напоминает эксперт-аналитик ИК «Финам» Алексей Калачев. Сейчас на Дальнем Востоке действуют 20 ТОР и Cвободный порт Владивосток, а на острове Русский — специальный административный район для регистрации международных компаний, добавляет эксперт.
Поворот на Восток уже принес определенные результаты. «Товарооборот с Китаем за 2018 год превысил $108 млрд и вырос на 24,5% к уровню 2017 года. Если смотреть за четыре года, прирост товарооборота превысил 70%. При этом в 2018 году торговый баланс впервые стал положительным для РФ: экспорт в Китай немного превысил импорт», — говорит советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. Основу российского экспорта сегодня составляют сырье и продукция первичного передела, а импорта — изделия китайской промышленности, добавляет он. «Если судить о достигнутых результатах в целом, то ускорение социально-экономического развития Дальнего Востока действительно происходит, но глобального сближения России со странами АТР пока не наблюдается», — считает Александр Тимофеев.
Некоторые итоги
По словам Екатерины Новиковой, за последние пять лет российский Дальний Восток смог привлечь порядка 3,7 трлн руб. частных инвестиций в 1,2 тыс. проектов. «В 18 ТОР полным ходом ведется работа по строительству 177 инфраструктурных объектов. Отток населения из региона сократился в полтора раза», — отмечает эксперт. В свою очередь, доля прямых инвестиций в Дальневосточный федеральный округ (ДФО) по сравнению с общим объемом накопленных инвестиций в Российскую Федерацию за 2012–2018 годы составила 15%, или 23,1 млрд руб. ($340 млн). Для сравнения: валовый региональный продукт ДФО составляет всего около 5,5% от общероссийского, то есть в три раза меньше объема инвестиций. В 2017 году его объем составил 3,96 трлн руб. ($59,2 млрд), а в прошлом году он достиг уровня около 4,2 трлн руб. ($62,79 млрд).
«Перенос административного центра Дальневосточного федерального округа во Владивосток, проведение там Восточного экономического форума, стремительное развитие Владивостокского морского торгового порта и другие меры подчеркивают возросшую роль новой столицы Приморья», — говорит аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. По его словам, большое внимание уделяется несырьевому неэнергетическому экспорту: уже в 2017–2018 годах Китай вышел на первое место среди стран — импортеров российских несырьевых товаров, обогнав Казахстан и Белоруссию. «В первом полугодии 2019 года общий товарооборот России и Китая составил более $50 млрд, практически не изменившись за год. При этом объем экспорта и импорта примерно равны, торговля сбалансированна, что делает страны более заинтересованными в развитии отношений», — продолжает эксперт.
Товарооборот с Индией намного меньше — всего около $5 млрд, зато темпы роста более значительные: за первое полугодие 2019-го импорт вырос на 12,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт — на 15,35%. Объем взаимной торговли с Южной Кореей растет еще активнее — на 20,48%, почти до $13 млрд, по итогам первого полугодия 2019-го.
Если говорить о торговом сотрудничестве Дальнего Востока со странами-партнерами, то экспорт региона устойчиво растет из года в год, однако пока в основном формируется все же за счет сырьевых товаров. «На сегодняшний день экспорт региона составляют нефть, мороженая рыба, уголь и лесоматериалы», — констатирует Екатерина Новикова. По ее мнению, регион, по сути, является для азиатских стран донором природных ресурсов: именно так используется и дальневосточный порт, хотя изначально задачей страны было строительство узлового логистического центра азиатского региона по примеру финских портов в Европе для установления контроля над перевозимой продукцией.
Ключевой площадкой для привлечения инвесторов на Дальний Восток четыре года назад был определен ВЭФ. Так, на первом форуме в 2015 году было подписано порядка 80 соглашений на сумму 1,3 трлн руб. На втором — уже более 200 соглашений почти на 2 трлн руб., причем уже тогда был зафиксирован рост иностранного интереса к региону. В 2017 году форум, прошедший под девизом «Дальний Восток: создавая новую реальность», зафиксировал рост инвестиций на 17% по сравнению с предыдущим годом. Для сравнения: тогда в среднем по России этот показатель, по данным Александра Тимофеева, составлял около 4,5%. Четвертый форум, на котором было подписано 175 соглашений почти на 3 трлн руб., был еще более масштабным, чем предыдущие, — численность только китайской делегации превысила 1 тыс. человек.
Что дальше
Среди ключевых тем нынешнего ВЭФа — совершенствование национальной юрисдикции и защита прав инвесторов, трансформация системы государственного управления в условиях цифровизации, а также развитие малого и среднего бизнеса как одно из ключевых условий ускоренного роста экономики Дальнего Востока, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им Г.В. Плеханова Олег Чередниченко.
По словам Алексея Калачева, в 2019 году ВЭФ расширит географию участников: значительно шире будут представлены потенциальные инвесторы из Индии, Малайзии, Сингапура, в форуме впервые примет участие итальянская делегация. Кроме того, дебютные программы представят новые ТОР — «Забайкалье» и «Бурятия». «Главными вопросами должны стать проблемы развития инфраструктуры для ведения бизнеса в регионе, участие Дальнего Востока в глобальных цепочках добавленной стоимости, будущее транспортных коридоров через Дальний Восток», — комментирует Алексей Калачев. По его сведениям, серьезно будет обсуждаться будущее Арктики: теперь вопрос освоения заполярных территорий в планах и проектах все чаще объединяется с темой развития Дальнего Востока.
«В рамках политической повестки отдельно стоит выделить попытку укрепления отношений с Индией. Ведущие предприниматели этой страны примут участие в бизнес-диалоге, который может сформировать условия для заключения новых соглашений», — говорит Александр Тимофеев. По его словам, не обойдется и без обсуждений новых инициатив по дальнейшему привлечению инвестиций на Дальнем Востоке: федеральным властям по-прежнему важно показать, что проблемам региона уделяется повышенное внимание.
«Пока сотрудничество с другими странами региона носит неоднозначный характер: китайские компании используют земельные наделы Дальнего Востока под свои заводы для дальнейшего производства продукции. Таким образом, эксплуатируется территория, окружающая среда, а рабочая сила и технологии остаются китайскими», — подчеркивает Екатерина Новикова. Например, Китай вышел на первое место в качестве торгового партера России, однако роль Дальнего Востока России в этом процессе достаточно скромна, и его территория используется в основном для транзита товаров, подтверждает Сергей Хестанов.