Природа крупного бизнеса
Материалы выпуска
Площадка с видом на Азию Решения Магистральный вопрос Инструменты «Сервисы постепенно закопают банки «под капот» Компетенция Люди на золоте Рынок Полуостров инвестиций Решения «Конкурентоспособность Дальнего Востока на рынке АТР повысилась» Компетенция Природа крупного бизнеса Решения Конкурентов — в инвесторы Инструменты
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Природа крупного бизнеса

Экологический контроль промышленных предприятий ужесточается, но ведущие компании в своих природоохранных мероприятиях иногда идут впереди государственных инициатив.
Фото: Пресс-служба

В текущем году заработал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ФЗ-219), согласно которому крупные предприятия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, должны запустить проекты по модернизации производства. Список «вредных» предприятий (так называемые предприятия первой категории) был загодя утвержден правительством, в нем более трехсот хозяйствующих субъектов.

Крупные компании сознательно выбирают курс на устойчивое развитие и самостоятельно предлагают природоохранные программы, это новое явление в российском бизнесе, отмечал в прошлом году экс-глава Минприроды Сергей Донской.

Согласно исследованию, опубликованному RAEX («Эксперт РА») в июне, топ-20 российских компаний тратят на природоохранные мероприятия в среднем 1,9% своей ежегодной выручки против 1,5% в ЕС. Три предприятия-лидера («Норникель», «Илим» и Архангельский ЦБК) проинвестировали в 2017 году суммарно 32 млрд руб. При этом доля в выручке экологических инвестиций у «Норникеля» составила почти 5%.

В конце июля положительное заключение экологической экспертизы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) получил проект самой крупной в России угольной шахты Ингалинская (суммарная мощность — 12 млн т). Ранее собственник объекта, УК «Колмар», сообщил, что компания планирует в 2019 году потратить на природоохранные мероприятия 1,2 млрд руб. против 700 млн руб. годом ранее.

УК «Колмар» уже несколько лет проводит политику, отвечающую принципам устойчивого развития, — без серьезной подготовки исполнение законодательства невозможно, говорит глава компании Анна Цивилева. «Мы строим специализированный терминал для перевалки угля в бухте Мучке Ванинского района Хабаровского края, первую очередь завершим к началу 2020 года. Компания «Колмар» обеспечит способ перевалки угля, максимально сохраняющий груз и исключающий распространение угольной пыли. Доставка угля будет идти исключительно через наш собственный терминал, это минимизирует воздействие на окружающую среду», — уточнила Цивилева.

Согласно госпрограмме «Охрана окружающей среды» до 2020 года Дальний Восток получит из федерального бюджета 4,7 млрд руб., следует из текста программы. Затраты крупных предприятий на те же цели на сайтах ведомств не отражаются — доступна отчетность отдельных компаний. Так, в прошлом году предприятия, занятые перевалкой угля в Находке (всего девять организаций), выделили 1,5 млрд руб. на экологические мероприятия. Только Находкинский морской порт инвестировал 750 млн руб., следует из отчетности компании. Более миллиарда рублей проинвестировал в 2018 году порт Восточный, говорится в сообщении порта.

«Зеленая» выгода 

Быть экологически ответственной компанией сегодня не только почетно, но и выгодно, пишет в издании The Guardian Джонатан Порритт, директор Forum for the Future. Так, по данным Всемирного экономического форума, 75% крупных мировых компаний испытали снижение нормы прибыли из-за удорожания сырья, сокращение затрат на ресурсы позволит компаниям вернуться в зону уверенной прибыли, говорят эксперты Всемирного экономического форума.

Анна Цивилева согласна с этими выкладками. «Значительные объемы финансирования природоохранных программ мы считаем инвестициями в будущее, в обеспечение качества природной среды регионов, в которых мы работаем, — говорит она. — Инвестиции в «природу» поддерживают высокий имидж компании «Колмар» среди потребителей и в органах власти, что благоприятно сказывается и на финансовом результате».

Для предприятий Дальнего Востока критически важно быть экологичными еще и для того, чтобы успешно конкурировать на рынках АТР, говорится в подготовительных материалах к Восточному экономическому форуму — 2019. «Важным фактором является экологичность как самого топлива, так и способов его добычи, транспортировки и использования. Только комбинация этих факторов может гарантировать место сегодняшних компаний на энергетической карте будущего», — отмечается в материалах. Стремительный рост Китая обернулся серьезными экологическими проблемами, говорилось в издании «Перспективы «зеленого» роста на Востоке России и Новый Шелковый путь», подготовленном Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН, но теперь тренд изменился, и в АТР началась конкуренция не только за цифры роста, но и за его качество.

Впереди государства 

Государство формулирует требования к вновь возводимым промышленным объектам, но и компания рассматривает деятельность по охране окружающей среды как неотъемлемую часть бизнеса, уточняет Анна Цивилева.

«Только усилиями государственных контролирующих органов мы экологическую ситуацию не улучшим», — признавал еще год назад полпред президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Идея, высказанная на Петербургском международном экономическом форуме предправления «Роснано» Анатолием Чубайсом, — ввести «углеродный» налог для российских промышленных предприятий — однозначной поддержки не получила. Так, против инициативы высказались некоторые депутаты Госдумы, холодно встретили идею и в РСПП.

Компаний, которые по-настоящему ратуют за природу, тратят огромные деньги, в России очень мало, хотя несколько ярких примеров есть, говорит заслуженный эколог РФ Андрей Пешков.

Если подходить к тратам на экологию по-бухгалтерски, может показаться, что бизнес просто вынимает средства из прибыли, уменьшая свою маржинальность, говорит Игорь Николаев, но в долгосрочной перспективе это не так. «Во-первых, компании получают определенные преференции, которые, правда, не покрывают их затрат, — говорит Николаев. — Во-вторых, и это главное, бизнес не без оснований рассчитывает на то, что его «зеленое» позиционирование улучшит имидж и повысит инвестиционную привлекательность. На Западе это работает в полную силу, но и Россия идет в фарватере общемировых процессов, так что в долгосрочной перспективе компании, заботясь о природе, выигрывают».