Российские дальневосточные регионы находятся в значительной транспортной изоляции. Расходы на логистику для предприятий и отраслей в целом здесь достигают 50% себестоимости производимой продукции, оценивают в Министерстве развития Дальнего Востока и Арктики РФ. «Логистический потенциал ДФО не реализован в полной мере: сеть автомобильных и железных дорог не развита, а портовые терминалы не справляются с выросшими объемами по перевалке грузов», — констатирует руководитель «Делойт, СНГ» во Владивостоке Никита Сошников. В результате, по словам заместителя директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрия Кувалина, «экономическое пространство страны разрывается». «Дальневосточные предприятия имеют более высокий уровень транспортных и энергетических издержек, проигрывая в результате конкуренцию предприятиям из других регионов России и из соседних стран. Понижается уровень жизни населения, продолжается отток людей с Дальнего Востока. И эту проблему необходимо срочно решать», — констатирует эксперт.
Из-за бедности транспортной инфраструктуры Дальнего Востока Россия в целом лишается колоссальной выгоды, которую она могла бы получать за обслуживание грузопотоков между Европой и Азией, продолжает Кувалин: «Это самый большой по объему транзит в мире. Мы в нем практически не участвуем, хотя, казалось бы, находимся в самом подходящем географическом положении. Скажем, в последние годы через территорию России перевозилось всего 1–2% контейнеров, курсирующих между Азией и Европой».
Поездом и пароходом
В комплексный план модернизации и расширения инфраструктуры включены мероприятия по расширению Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей по президентскому поручению (дано год назад).
Пропускная способность магистралей к 2024 году должна вырасти как минимум в полтора раза — до 180 млн т. По оценкам главы Минэнерго РФ Александра Новака (более половины грузооборота на дальневосточных железнодорожных магистралях приходится на уголь), к 2025 году можно повысить данный показатель до 201 млн т в год.
В тот же план вошли проекты развития Северного морского пути с увеличением объема перевозимых грузов до 80 млн т и строительства автодороги Европа — Западный Китай. Документом предусмотрено увеличение транзитного потока контейнеров в четыре раза и сокращение почти вдвое — до семи суток — срока их доставки из Владивостока до западных границ РФ. Помимо этого речь идет о строительстве железнодорожного перехода на Сахалин и создании глубоководного порта для его загрузки на восточном побережье острова. «В перспективе соединение моста с японским островом Хоккайдо позволит интегрировать японские порты в систему РЖД и Севморпути», — подчеркивает Никита Сошников.
Льготные авиабилеты, обновленные аэропорты
Дмитрий Кувалин также напоминает о гуманитарном аспекте. На Дальнем Востоке выросли целые поколения россиян, которые ни разу в жизни не были в Москве, Санкт-Петербурге и вообще нигде на юге или в центре России. Самый бюджетный авиабилет от столицы до Владивостока стоит более 20 тыс. руб. при среднем ежемесячном доходе в Приморском крае 35 тыс. руб. (таковы текущие данные Приморскстата).
По словам Никиты Сошникова, важное значение имеет введение нулевой ставки НДС для пассажирских авиаперевозок и субсидированных тарифов для отдельных групп граждан. «На Дальнем Востоке есть острая необходимость в развитии авиационного сообщения», — признают в пресс-службе Минвостокразвития. Там сообщили, что до 2024 года Росавиация планирует реконструировать в ДФО 38 аэропортов, инвестировав в общей сложности 87 млрд руб. «Многое сделано в плане льготных авиабилетов. Для Дальнего Востока уже выделено 8,2 млрд руб., это почти в два раза больше, чем в 2018 году. За счет этого будут перевезены больше 1 млн пассажиров. Для сравнения: в прошлом году — 600 тыс.» — таковы данные пресс-службы министерства. Кроме того, теперь льготными авиабилетами могут воспользоваться многодетные семьи (их на Дальнем Востоке 125 тыс.), для которых программа стала круглогодичной, а перечень маршрутов увеличен до 134.
Ранее глава Минвостокразвития Александр Козлов заявил, что для развития транспортной доступности между территориями необходимо создать региональную авиакомпанию. «Поручение председателя правительства РФ по ее созданию дано еще в 2017 году. Руководители, которым была поставлена эта задача, не справились, кто-то уже и не работает в правительстве. Мы сейчас это поручение «реанимируем», — цитирует пресс-служба министерства своего руководителя.
Дорогам добавят твердости
В ведомстве также сообщили, что почти во всех дальневосточных регионах к 2024 году будут реализованы мероприятия, запланированные в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Доля отвечающих нормативам автодорог регионального значения будет увеличена до 50% от общей протяженности (за исключением Якутии и Забайкальского края — там есть определенные нюансы по финансированию), а доля «нормативных» дорог в крупнейших городских агломерациях — до 85%. Плюс в рамках Национальной программы развития Дальнего Востока дороги с твердым покрытием будут проведены к 1265 населенным пунктам, на сегодня не имеющим выхода к трассам общего пользования. В порядок планируется привести 50,9% автодорог местного значения и 85% дорог в 36 населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек.
Также в рамках развития проектов магистральной инфраструктуры планируется строительство Владивостокской кольцевой автомобильной дороги, возведение моста через Лену, реконструкция автодороги Палатка — Кулу — Нексикан, строительство автомобильной дороги Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь и реконструкция участка дороги Комсомольский — Певек.
Бюджетам субъектов ДФО в 2019–2024 годах планируется выделить более 67 млрд руб. (это 7,7% общего объема средств, предусмотренных нацпроектом БКАД. Дополнительные 205 млн и 350 млн руб. по распоряжению правительства в 2019 году получат соответственно Забайкальский край и Еврейская автономная область. Кроме того, к 2024 году в ДФО планируют отремонтировать около 3,2 тыс. км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и почти 2,25 тыс. км улично-дорожной сети городских агломераций (финансирование — около 37,5 млрд и 30 млрд руб. соответственно).
Развитие транспортной инфраструктуры традиционно связано с высокой капиталоемкостью и продолжительным периодом окупаемости объектов, отмечает Никита Сошников. «Только проект по созданию Сахалинского железнодорожного перехода предварительно оценивается более чем в 500 млрд руб.», — говорит он.
В свою очередь, глава РЖД Олег Белозеров ранее оценивал объем инвестиций в модернизацию БАМа и Транссиба до 2025 года в 696 млрд руб. «В целом на развитие транспортной инфраструктуры Дальнего Востока понадобится несколько триллионов рублей. Но не нужно бояться столь больших цифр. Речь идет о затратах, которые растянутся на 20–30 лет. И если появится внятная долгосрочная программа развития транспортной системы Дальнего Востока и начнется подготовка конкретных проектов, станет значительно легче привлекать внебюджетные источники финансирования и даже иностранных инвесторов. Но лишь в том случае, если бизнес будет уверен, что транспортная сеть на Дальнем Востоке будет устойчиво развиваться в течение долгого времени», — резюмирует Дмитрий Кувалин.