Франшизы берут регионы
Материалы выпуска
Кто готов строить сеть Инструменты «На каждые 25 тыс. человек должна быть поликлиника» Компетенция «Задача — предложить партнерам работающую бизнес-модель» Компетенция Франшизы берут регионы Рынок
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Франшизы берут регионы

Рынок франчайзинга прирастает малыми городами, пищевыми производствами и социальными проектами.
Фото: Getty Images Russia

Глобальный рынок франчайзинга растет восьмой год подряд, но небольшими темпами. По данным Международной ассоциации франчайзинга (США), в 2018 году темпы роста составили 1,9% годового роста, в предыдущем году было 1,6%. На этом фоне относительно молодой российский рынок куда более динамичен, отмечает руководитель каталога франшиз franshiza.ru Анна Рождественская, и, кажется, он полностью оправился от кризиса 2014-го года. Напомним, что до кризиса рынок рос примерно на 25% ежегодно. А в 2015 году, по данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), общий объем рынка снизился на 15%, до $5 млрд.

По подсчетам Franshiza.ru, в прошлом году объем рынка франшиз вырос на 19%, годом ранее его динамика составляла лишь 5%. Количество продавцов франшиз увеличилось с 1900 в 2018 году до 2250 в начале 2019-го.

Спрос на бизнес по франшизе растет, отмечает Анна Рождественская: количество запросов на франшизы за первые шесть месяцев 2019 года увеличилось в 2,5 раза по сравнению с первым полугодием 2018-го.

35% рынка франшиз приходится на услуги населению и бизнесу, 33% — розничную торговлю непродовольственными товарами, 21% — проекты в отрасли общественного питания. Самые непопулярные до сих пор были розничная торговля продовольственными товарами (5%) и производство и строительство (3%).

Кроме того, за последние 11 лет изменилась география происхождения франчайзеров (компаний — владельцев бренда): в 2008 году 80% продавцов франшиз было из Москвы, в 2019-м доля региональных проектов составляет уже 72%.

Еда в розницу

Одной из основных тенденций последних нескольких лет, по словам Анны Рождественской, является использование пищевыми производствами (молочным, мясным, кондитерским и др.) франшизы для развития собственной розничной сети. В 2019 году этот тренд заметно усилился, на рынок вышли новые игроки.

В этом году, в частности, у бургерных «Мираторга» на рынке франчайзинга появился конкурент — производитель мраморной говядины ГК «Заречное» запустил франшизу сети «Праймбиф бар». Компания планирует за три года открыть около 70 точек в Москве, Калининграде и Самаре.

По словам руководителя проекта франшизы «Сырная лавка» (ЗАО «Сернурский завод») Анастасии Филимоновой,

собственная розничная сеть для производителей — один из основных каналов продвижения. Однако ее развитие, особенно в других регионах, требует, по ее словам, оперативного управления, что не всегда возможно удаленно.

«Развитие сети магазинов по франшизе позволяет увеличивать количество торговых точек под собственной торговой маркой в максимально короткие сроки, и оперативно наращивать обороты продукции», — отмечает Анастасия Филимонова. При этом ведение бухгалтерии, наем сотрудников, заказ продукции, проведение инвентаризации и прочие вопросы оперативного управления производитель, по ее словам, делит с франчайзи.

Благодаря франчайзинговой сети сырзавод из небольшого города в Марий Эл реализует продукцию в Казани, Самаре, Тольятти, Нижнем Новгороде, Кирове, Москве, Сыктывкаре и Чебоксарах. И пока основным ограничением для развития на новых территориях, по словам Анастасии Филимоновой, остается трудная логистика: «Для работы франчайзинговой точки необходима регулярная доставка, минимум два раза в неделю, а для стабильных поставок — большой оборот».

Российские производители пищевой продукции доросли до понимания необходимости масштабирования бизнеса и дополнительного заработка за счет расширения реализации своих брендированных продуктов, говорит первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

Росту пищевых производств, согласно отчету Минсельхоза РФ за 2017 год, способствовали импортозамещение и продовольственное эмбарго: в отчетном году производство пищевых продуктов выросло на 5,6% (в 2016-м — 3,1%), в частности выработка мяса и субпродуктов домашней птицы увеличилась на 7,4%, а сыров — на 5,5%.

На этом фоне растет и встречный спрос на франшизы этой категории, и интерес потребителей к продукции российского производства, говорит Владислав Корочкин. Сам инструмент франшизы, по его словам, дает компаниям малого и среднего бизнеса возможность начать свое дело с понятными правилами игры.

Социально ориентированные

В бизнес-сообществе, по словам Анны Рождественской, все чаще используется понятие «социальный франчайзинг»: это проекты, связанные с реабилитацией больных, специализированным медицинским обслуживанием, уходом за престарелыми.

Патронажные услуги в России — направление, которое только развивается, говорит руководитель отдела регионального развития центра социального обслуживания «Близкие люди» Дмитрий Рябинкин. По его словам, франчайзинговое предложение, которое компания сформировала еще в 2013 году, стало особенно востребовано в последние три года. И за это время представительства компании были открыты в 23 городах. Интерес к социально ориентированному бизнесу, по словам Дмитрия Рябинкина, проявляют в том числе опытные предприниматели, диверсифицирующие свои инвестиции в новые перспективные проекты.

Кроме того, бизнес в соцсфере поддерживается государством. Так, федеральный проект «Старшее поколение» (входит в нацпроект «Демография», принятый в декабре прошлого года) предусматривает активное участие бизнеса в создании к 2024 во всех субъектах РФ системы долговременного ухода за людьми пожилого возраста и инвалидами: предусмотрено создание специального реестра поставщиков социальных услуг, предоставление им налоговых льгот, а также субсидирование процентной ставки по кредитам. Расходы, предусмотренные федеральным бюджетом, на развитие проекта, — 10,7 млрд руб.

Самозанятость для малых городов

В крупных городах уже достигнут определенный предел насыщения рынка франшиз, говорит доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии ИБДА РАНХиГС Эмиль Мартиросян: «Например, 80% развития сетей фастфуда происходит в регионах, и даже в малых городах, где средний чек значительно ниже, это возможность увеличения доли рынка и объемов операций».

В структуре малого и среднего бизнеса доля франшиз, по оценке Эмиля Мартиросяна, выросла примерно до 20%, и рост ее связан с упрощением условий покупки франшиз, гибкости компаний — владельцев бренда.

По словам Анны Рождественской, интерес франчайзеров к небольшим городам России с населением около 150 тыс человек действительно растет: они оптимизируют условия коммерческой концессии и предлагают облегченные форматы сотрудничества.

Наибольшей популярностью со стороны франчайзи пользуются проекты с инвестициями до 1,5–2 млн руб.

Инвестиции в проекты стоимостью менее 700 тыс. руб., говорит Анна Рождественская, рассматриваются предпринимателями как альтернатива наемному труду, и по сути являются развитием самозанятости.

К таким франшизам, например, можно отнести организацию познавательных игр для детей и взрослых (инвестиции от 350 тыс. руб.), кондитерские, барные услуги и проведение мастер-классов (150 тыс. руб.), образовательные проекты, как, например, школа скорочтения, развития интеллекта и памяти (около 400 тыс. руб.).

Как отмечают авторы исследования «Современная ситуация на рынке франчайзинга в России: Тенденции и перспективы» Белгородского национального исследовательского университета, эта тенденция отражает экономическое положение и ситуацию на рынке труда в большинстве регионов: наиболее перспективная и обеспеченная часть населения делает выбор в пользу развития собственного бизнеса, а франчайзинг обеспечивает неопытным в коммерции самозанятым менее рискованный инструмент с поддержкой со стороны более опытных бизнесменов.