Область знаний
Материалы выпуска
Область знаний Решения Территория профессионалов Инструменты Высокое школьное образование Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Область знаний

Система образования нуждается в реформировании. Об этом говорят эксперты, родители и признают власти. Но для внедрения передовых моделей обучения нужна среда, отвечающая последним технологическим вызовам.
Фото: Getty Images Russia

Образующая модель

Общепризнанной мировой модели образования не существует: например, в Южной Корее старшие школьники тратят на учебу почти 40 часов в неделю, а в Финляндии — меньше 25, и обе эти системы считаются успешными.

Весной прошлого года Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина предложили план реформы образования потенциальной стоимостью больше 8 трлн руб. Он включал в себя создание системы поддержки раннего развития для детей от нуля до трех лет, внедрение в школах учебных комплексов на базе искусственного интеллекта и строительство 40 новых учебных центров по модели сочинского «Сириуса».

Этой темы коснулся и президент Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию. Он говорил о необходимости модернизации среднего профессионального образования (с опорой на движение WorldSkills), создании новых мест в системе допобразования, расширении сети детских технопарков и о том, что к концу 2021 года все школы России должны иметь высокоскоростной интернет.

Учебные заведения, работающие на уровне мировых стандартов, в стране уже есть. В Москве, например, это школа-пансион «Летово» и Хорошевская прогимназия. В Санкт-Петербурге — Физико-техническая школа Академического университета и школа «Взмах». В Екатеринбурге — специализированный учебно-научный центр УрФУ. В Московской области ведущее учебное заведение — колледж «Подмосковье». Есть в регионе и свои перспективные образовательные инициативы и проекты в этой сфере.

Дополнительные возможности

Для внедрения передовых образовательных методик нужна современная инфраструктура, именно ее созданием сегодня активно занимаются власти Московской области.

В этом году в школах Подмосковья случился рекордный прирост — впервые сели за парты 47 тыс. детей. Всего же в Московской области 1512 школ и 855 тыс. школьников, которые все еще учатся в две смены, но это временное решение. К 2024 году министерство образования региона обещает ликвидировать вторую смену в школах. Для этого в ближайшие пять лет в Подмосковье построят еще 200 школ. Строительство первых 50 уже начато.

Кроме того, губернатор Андрей Воробьев дал поручение вывести на новый уровень дополнительное образование. Сейчас в Подмосковье работают около 70 тыс. кружков, включая и школьные, и те, что базируются во дворцах творчества. Записаться в любой из них можно на специальном портале, выбрав в фильтрах свой муниципалитет, возрастную группу ребенка и секцию или кружок, где он хотел бы заниматься. Как говорят в министерстве образования региона, ответ приходит в течение двух-трех дней.

Для сертификации естественно-научных кружков и отбора лучших из лучших в этом году был запущен проект «Наука в Подмосковье». После подачи заявки комиссия проверяет соискателей по ряду параметров и, если они удовлетворяют всем требованиям, включает в проект и выдает сертификат. На сайте рядом с названием организации появляется специальный значок, и родители могут ориентироваться на него, выбирая лучшую секцию для ребенка. Для чиновников этот проект — возможность повысить конкуренцию: сильных поощряют, слабым оказывают методическую поддержку и помощь в закупке оборудования. Это дает им шанс пройти сертификацию с лучшим результатом в следующем квартале.

С прошлого года по запросу родителей в области начали создавать специальные ресурсные классы для детей с аутизмом, в которых они получают дополнительную помощь специалистов. Такой класс, к примеру, есть в одной из общеобразовательных школ Электростали. Обучение бок о бок и общие игры на переменах дают возможность детям с особенностями социализироваться и развивают у нормотипичных детей толерантность. Для педагогов области, работающих с детьми с аутизмом, разработан курс повышения квалификации. Кроме того, в этом году выделено 90 млн руб. на покупку оборудования для 22 коррекционных школ. Это позволит детям с особенностями развития еще в школьных стенах овладеть профессией. Например, в Щелковском районе в ГКОУ «Доверие» для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья проходят занятия по ландшафтному дизайну.

Системный подход

Техническое оборудование школ — еще одна важная тема. В рамках проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» в сельских школах организованы «Точки роста» — мини-версии детских технопарков, в которых школьники изучают 3D-моделирование, робототехнику и другие современные технологии. Всего в Подмосковье запланировано организовать 77 «Точек роста». Первые открылись в начале учебного года. Каждая укомплектована шлемами виртуальной реальности, 3D-принтерами, квадрокоптерами, компьютерами для программирования и другими современными девайсами. Педагогический состав большинства «Точек» прошел соответствующий инструктаж.

Вопреки стереотипу о необходимости высшего образования больше половины девятиклассников Московской области не идут в 10-й класс. Ребята предпочитают обучение в колледже, где можно получить профессию и быстро начать зарабатывать или же лучше подготовиться к поступлению в вуз. Колледжи постепенно переходят на новый формат работы. Он подразумевает наличие предприятия-наставника, которое курирует студентов в процессе обучения и трудоустраивает их сразу по окончании.


Андрей Воробьев,
губернатор Московской области

Фото: Пресс-служба
«Мы приняли большую программу по модернизации колледжей, профтехобразования. Инвестируем вместе с ведущими компаниями, которые открывают там совместные кафедры. Это «Шереметьево», «Домодедово», «Ростелеком», «Мерседес», ряд других компаний. Мы хотим, чтобы ребята, когда заканчивают обучение, сразу понимали, где и как они будут работать».


Высшему образованию региональные власти тоже уделяют достаточно внимания. На территории Подмосковья более сотни вузов. Три из них готовят учителей. 1,5 тыс. молодых специалистов в год — это ровно столько, сколько нужно подмосковной образовательной системе для работы в штатном режиме. Сегодня в области всего 1,5% вакансий в образовательной сфере, педсостав укомплектован на 98%. И Подмосковье — единственный регион, в котором в школах существуют «педагогические классы». Выбравшим этот профиль старшеклассникам усиленно преподают психологию и педагогику.

Кадровая поддержка

Во избежание текучки кадров в регионе мотивируют учителей материально. При поступлении на работу молодой учитель получает 50 тыс. руб. — так называемые подъемные, отработав два года — еще 100 тыс. Существует также региональная надбавка к зарплате молодого учителя — 6 тыс. руб. Столько же доплачивают за классное руководство.


Ольга Забралова,
первый заместитель председателя
правительства Московской области,
министр образования

Фото: Пресс-служба
«Мы приняли большую программу по модернизации колледжей, профтехобразования. Инвестируем вместе с ведущими компаниями, которые открывают там совместные кафедры. Это «Шереметьево», «Домодедово», «Ростелеком», «Мерседес», ряд других компаний. Мы хотим, чтобы ребята, когда заканчивают обучение, сразу понимали, где и как они будут работать».

В числе наших приоритетных задач — привлечение и поддержка педагогических кадров. В регионе для педагогов реализуется множество мер поддержки. Например, для молодых учителей существуют «подъемные» выплаты, доплата к зарплате. С 2016 года работает программа «Социальная ипотека», она продолжит реализовываться для педагогов и в следующем году. Более того, квота будет увеличена с 90 до 110 специалистов. Мы отдельно отмечаем педагогов, подготовивших «стобалльников» по ЕГЭ, и тех, под чьим руководством ребята стали победителями и призерами всероссийских олимпиад, — каждый получает по 100 тыс. руб.».


По поручению губернатора каждый месяц в Подмосковье проводится курс обучения управляющих кадров в сфере образования с участием международных экспертов из Сингапура, Эстонии, Финляндии и других стран с передовым опытом. Члены Клуба директоров школ и лучшие педагоги Московской области в рамках проекта «Методический автобус» ездят по области с авторскими мастер-классами. «Автор идеи проекта «Методический автобус» — клуб «Педагог года Подмосковья», существующий с 2003 года. Каждый год в клуб входит новая пятерка учителей, победивших на нашем конкурсе, — рассказывает зампредседателя клуба, учитель истории Наталья Талаева. — Кураторы клуба организуют мастер-классы в разных районах Подмосковья. Формат не лекционный, а интерактивный, подразумевающий обратную связь с коллегами. Участники проекта рассказывают учителям, как построить технологическую карту урока, демонстрируют необычные ходы, с помощью которых можно раскрыть тему занятия. Это может быть что угодно — от QR-кодов до пальчиковой йоги».

Кроме того, этой осенью в Подмосковье откроются семь центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов — для обучения современным образовательным технологиям и Центр оценки профессионального мастерства и квалификации, где преподаватели смогут пройти тестирование. Раз в три года курс повышения квалификации должен проходить каждый педагог. До недавнего времени это была стандартная практика для всех, при которой не учитывались запросы и потребности каждого отдельного учителя. В новых же центрах работа с каждым будет вестись индивидуально, лекции и курсы — подбираться по результатам тестов, как это делают в передовых странах. А теперь и в Подмосковье.