Образующая модель
Общепризнанной мировой модели образования не существует: например, в Южной Корее старшие школьники тратят на учебу почти 40 часов в неделю, а в Финляндии — меньше 25, и обе эти системы считаются успешными.
Весной прошлого года Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина предложили план реформы образования потенциальной стоимостью больше 8 трлн руб. Он включал в себя создание системы поддержки раннего развития для детей от нуля до трех лет, внедрение в школах учебных комплексов на базе искусственного интеллекта и строительство 40 новых учебных центров по модели сочинского «Сириуса».
Этой темы коснулся и президент Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию. Он говорил о необходимости модернизации среднего профессионального образования (с опорой на движение WorldSkills), создании новых мест в системе допобразования, расширении сети детских технопарков и о том, что к концу 2021 года все школы России должны иметь высокоскоростной интернет.
Учебные заведения, работающие на уровне мировых стандартов, в стране уже есть. В Москве, например, это школа-пансион «Летово» и Хорошевская прогимназия. В Санкт-Петербурге — Физико-техническая школа Академического университета и школа «Взмах». В Екатеринбурге — специализированный учебно-научный центр УрФУ. В Московской области ведущее учебное заведение — колледж «Подмосковье». Есть в регионе и свои перспективные образовательные инициативы и проекты в этой сфере.
Дополнительные возможности
Для внедрения передовых образовательных методик нужна современная инфраструктура, именно ее созданием сегодня активно занимаются власти Московской области.
В этом году в школах Подмосковья случился рекордный прирост — впервые сели за парты 47 тыс. детей. Всего же в Московской области 1512 школ и 855 тыс. школьников, которые все еще учатся в две смены, но это временное решение. К 2024 году министерство образования региона обещает ликвидировать вторую смену в школах. Для этого в ближайшие пять лет в Подмосковье построят еще 200 школ. Строительство первых 50 уже начато.
Кроме того, губернатор Андрей Воробьев дал поручение вывести на новый уровень дополнительное образование. Сейчас в Подмосковье работают около 70 тыс. кружков, включая и школьные, и те, что базируются во дворцах творчества. Записаться в любой из них можно на специальном портале, выбрав в фильтрах свой муниципалитет, возрастную группу ребенка и секцию или кружок, где он хотел бы заниматься. Как говорят в министерстве образования региона, ответ приходит в течение двух-трех дней.
Для сертификации естественно-научных кружков и отбора лучших из лучших в этом году был запущен проект «Наука в Подмосковье». После подачи заявки комиссия проверяет соискателей по ряду параметров и, если они удовлетворяют всем требованиям, включает в проект и выдает сертификат. На сайте рядом с названием организации появляется специальный значок, и родители могут ориентироваться на него, выбирая лучшую секцию для ребенка. Для чиновников этот проект — возможность повысить конкуренцию: сильных поощряют, слабым оказывают методическую поддержку и помощь в закупке оборудования. Это дает им шанс пройти сертификацию с лучшим результатом в следующем квартале.
С прошлого года по запросу родителей в области начали создавать специальные ресурсные классы для детей с аутизмом, в которых они получают дополнительную помощь специалистов. Такой класс, к примеру, есть в одной из общеобразовательных школ Электростали. Обучение бок о бок и общие игры на переменах дают возможность детям с особенностями социализироваться и развивают у нормотипичных детей толерантность. Для педагогов области, работающих с детьми с аутизмом, разработан курс повышения квалификации. Кроме того, в этом году выделено 90 млн руб. на покупку оборудования для 22 коррекционных школ. Это позволит детям с особенностями развития еще в школьных стенах овладеть профессией. Например, в Щелковском районе в ГКОУ «Доверие» для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья проходят занятия по ландшафтному дизайну.
Системный подход
Техническое оборудование школ — еще одна важная тема. В рамках проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» в сельских школах организованы «Точки роста» — мини-версии детских технопарков, в которых школьники изучают 3D-моделирование, робототехнику и другие современные технологии. Всего в Подмосковье запланировано организовать 77 «Точек роста». Первые открылись в начале учебного года. Каждая укомплектована шлемами виртуальной реальности, 3D-принтерами, квадрокоптерами, компьютерами для программирования и другими современными девайсами. Педагогический состав большинства «Точек» прошел соответствующий инструктаж.
Вопреки стереотипу о необходимости высшего образования больше половины девятиклассников Московской области не идут в 10-й класс. Ребята предпочитают обучение в колледже, где можно получить профессию и быстро начать зарабатывать или же лучше подготовиться к поступлению в вуз. Колледжи постепенно переходят на новый формат работы. Он подразумевает наличие предприятия-наставника, которое курирует студентов в процессе обучения и трудоустраивает их сразу по окончании.
Андрей Воробьев,
губернатор Московской области
Высшему образованию региональные власти тоже уделяют достаточно внимания. На территории Подмосковья более сотни вузов. Три из них готовят учителей. 1,5 тыс. молодых специалистов в год — это ровно столько, сколько нужно подмосковной образовательной системе для работы в штатном режиме. Сегодня в области всего 1,5% вакансий в образовательной сфере, педсостав укомплектован на 98%. И Подмосковье — единственный регион, в котором в школах существуют «педагогические классы». Выбравшим этот профиль старшеклассникам усиленно преподают психологию и педагогику.
Кадровая поддержка
Во избежание текучки кадров в регионе мотивируют учителей материально. При поступлении на работу молодой учитель получает 50 тыс. руб. — так называемые подъемные, отработав два года — еще 100 тыс. Существует также региональная надбавка к зарплате молодого учителя — 6 тыс. руб. Столько же доплачивают за классное руководство.
Ольга Забралова,
первый заместитель председателя
правительства Московской области,
министр образования
В числе наших приоритетных задач — привлечение и поддержка педагогических кадров. В регионе для педагогов реализуется множество мер поддержки. Например, для молодых учителей существуют «подъемные» выплаты, доплата к зарплате. С 2016 года работает программа «Социальная ипотека», она продолжит реализовываться для педагогов и в следующем году. Более того, квота будет увеличена с 90 до 110 специалистов. Мы отдельно отмечаем педагогов, подготовивших «стобалльников» по ЕГЭ, и тех, под чьим руководством ребята стали победителями и призерами всероссийских олимпиад, — каждый получает по 100 тыс. руб.».
По поручению губернатора каждый месяц в Подмосковье проводится курс обучения управляющих кадров в сфере образования с участием международных экспертов из Сингапура, Эстонии, Финляндии и других стран с передовым опытом. Члены Клуба директоров школ и лучшие педагоги Московской области в рамках проекта «Методический автобус» ездят по области с авторскими мастер-классами. «Автор идеи проекта «Методический автобус» — клуб «Педагог года Подмосковья», существующий с 2003 года. Каждый год в клуб входит новая пятерка учителей, победивших на нашем конкурсе, — рассказывает зампредседателя клуба, учитель истории Наталья Талаева. — Кураторы клуба организуют мастер-классы в разных районах Подмосковья. Формат не лекционный, а интерактивный, подразумевающий обратную связь с коллегами. Участники проекта рассказывают учителям, как построить технологическую карту урока, демонстрируют необычные ходы, с помощью которых можно раскрыть тему занятия. Это может быть что угодно — от QR-кодов до пальчиковой йоги».
Кроме того, этой осенью в Подмосковье откроются семь центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов — для обучения современным образовательным технологиям и Центр оценки профессионального мастерства и квалификации, где преподаватели смогут пройти тестирование. Раз в три года курс повышения квалификации должен проходить каждый педагог. До недавнего времени это была стандартная практика для всех, при которой не учитывались запросы и потребности каждого отдельного учителя. В новых же центрах работа с каждым будет вестись индивидуально, лекции и курсы — подбираться по результатам тестов, как это делают в передовых странах. А теперь и в Подмосковье.