Высокое школьное образование
Материалы выпуска
Область знаний Решения Территория профессионалов Инструменты Высокое школьное образование Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Высокое школьное образование

Цифровая среда меняет привычный образовательный процесс. Обучение сегодня становится доступным и более ориентированным на личные потребности каждого ученика. «Умные» технологии уже работают и в подмосковных школах.
Фото: ТАСС

Быстро меняющийся мир и вызовы новой цифровой экономики требуют современных подходов к образованию, повышения его качества и доступности. Использование инновационных инструментов помогает решению этой задачи: под влиянием новых технологий меняется сам формат обучения. Оно становится персонализированным, дистанционным, непрерывным. Возможности учебного процесса расширяются за счет использования мобильных решений, продвинутой аналитики, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. По данным опроса международной экспертной группы New Media Consortium, наибольшее значение в развитии образовательного процесса в ближайшие годы будут иметь такие технологии, как онлайн- и мобильный доступ к учебным курсам, а также виртуальные помощники.

Цифровая среда

Эксперты международной консалтинговой компании McKinsey отмечают, что «умные» технологии уже сегодня достаточно широко применяются в образовании. В частности, растет уровень проникновения онлайн-формата учебных программ. По оценкам консалтинговой фирмы Global Market Insights, объем мирового рынка онлайн-обучения к 2020 году достигнет $252 млрд. На долю российского сегмента сейчас приходится около 0,5%, однако к 2021 году он должен вырасти более чем вдвое — до 53,3 млрд руб. Об этом говорят данные совместного исследования компаний «Нетология-групп», НИУ ВШЭ, Фонда развития интернет-инициатив, ФОМ, comScore и East-West Digital News.

Способствовать темпам развития онлайн-образования должна и стартовавшая в России национальная программа «Цифровая экономика РФ», в рамках которой планируется подключение школ во всех регионах страны к высокоскоростному интернету. Аналитики «Сколково» отмечают, что рынок онлайн-образования в России растет в два-три раза быстрее рынка традиционного образования. В частности, наблюдается постоянный рост спроса на онлайн-курсы. По информации, которую получили эксперты проекта «Современная цифровая среда в РФ» в ходе социологического опроса, проведенного среди работодателей, преподавателей и студентов высших и средних специальных учебных заведений, более половины опрошенных преподавателей и почти 90% студентов подтвердили, что высоко ценят возможности, предоставляемые платформами онлайн-обучения.

Исследование, проведенное академией HeadHunter среди потребителей, говорит, что востребованность направлений онлайн-образования различается в зависимости от возрастных групп. Так, среди учащихся до 25 лет наиболее популярно изучение иностранных языков, возрастной группе 26–45 лет требуются «гибкие навыки» в общении, люди 46–55 лет испытывают потребность повысить личную эффективность, а учащиеся от 55 лет обычно хотят улучшить свои навыки управления персоналом. Спрос на те или иные онлайн-курсы зависит и от сферы деятельности, и от уровня образования пользователей.

Для представителей же поколений миллениалов и Z все более популярным форматом становится мобильное обучение. Смартфон или любое другое мобильное устройство позволяют учиться практически в любое время из любой точки планеты. Уже сегодня 79% американских студентов просматривают онлайн-курсы с помощью мобильных устройств. Способствуют распространению этого формата широкий выпуск новых образовательных приложений и адаптивный дизайн. По прогнозу аналитического агентства MarketsandMarkets, к 2020 году мировой рынок мобильного обучения достигнет $37,6 млрд при среднем росте более 36% в год.

Электронные учебники

По данным корпорации «Российский учебник», более 250 тыс. преподавателей страны уже используют цифровые инструменты. Опрос проводился на сайте Rosuchebnik.ru: учителям было предложено назвать наиболее важные, по их мнению, достижения в отечественном образовании. Самыми популярными оказались цифровое и дистанционное образование, введение ГИА и ЕГЭ, а также укрепление материально-технической базы.

В «Яндексе» приводят статистику, что упражнения в электронном «Яндекс.Учебник» задают 37 тыс. учителей, а решают — около 600 тыс. школьников из 16 тыс. школ в 79 регионах России. За 2019 год курс повышения квалификации, созданный «Яндексом» совместно с региональными партнерами, прошли более 11 тыс. учителей.

Электронные учебники уже три года активно используют педагоги и ученики в Московской области — в рамках апробации, проводимой совместно с ИД «Первое сентября» (на онлайн-платформе компании представлены учебники основных издательств страны). Это позволило существенно повысить культуру цифрового образования в области. В министерстве образования региона отмечают, что запрос на электронные учебники со стороны как школ, так и родителей существенно растет. И темпы роста позволяют предположить, что к 2024 году каждый второй школьник будет интенсивно использовать электронные учебники в образовательном процессе.

Школьный портал

В Московской области образовательный процесс выстраивается на базе онлайн-платформы «Школьный портал», разработанной компаний «Ростелеком». Этот инструмент появился в 2015 году как первый в России проект по цифровизации образования, реализованный в формате государственно-частного партнерства — без затрат из государственного бюджета.

Сегодня «Школьный портал» стал единой точкой доступа для всех школ региона: в нем зарегистрированы уже более 1,5 млн пользователей — учителей, родителей и детей. Ежедневно платформу посещают 600 тыс. человек: она занимает второе место по посещаемости среди аналогичных ресурсов в России и 18-е место в рейтинге мировых образовательных платформ.

Например, в прошлом году школьники прошли на портале тестирования по математике, русскому языку, географии, истории и некоторым другим предметам, а родителям было предложено анкетирование, и, по данным пресс-службы министерства образования Московской области, в нем приняли участие 1,1 млн жителей Подмосковья.

Помимо основной функции электронного журнала на портале есть календарное планирование для педагогов, рассылка для родителей с информацией об оценках, поддержка обмена методическими и учебными материалами, а также своего рода социальная сеть. Кроме того, для «Школьного портала» реализовано мобильное приложение под платформы Android и iOS. В ближайшей перспективе планируется запустить мессенджер, а также отчеты для родителей, где будут данные по успеваемости учеников вместе с индивидуальными рекомендациями.

Еще один успешный проект — платформа «Дневник.ру». Каждая вторая школа России в 2019 году использовала эту цифровую образовательную платформу, проект вошел в топ-10 рейтинга РБК «35 крупнейших EdTech-компаний России». По данным компании — разработчика этого электронного журнала, только за год почти на 40% увеличилось количество школ, публикующих информационные записи онлайн. А по данным аналитического ресурса Similarweb, сайт Dnevnik.ru в первом квартале 2019 года вошел в десятку лидеров по посещаемости среди мировых образовательных платформ.