Ферма в цифровом формате
Материалы выпуска
Ставка на молоко Рынок Выйти из берегов Решения Ферма в цифровом формате Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Ферма в цифровом формате

В молочном производстве распространяются роботы и искусственный интеллект. Электронные (цифровые) инструменты контроля качества приходят в систему производства и сбыта молочной продукции.
Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости

Модернизация предприятий молочной отрасли в последние годы заметно ускорилась. «В отрасль пришли инвесторы, которые вложились в оборудование, автоматизацию и новые проекты», — говорит генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. По его словам, это произошло благодаря введенным ограничениям на импорт, наращиванию производства молока отечественными производителями, а также системным мерам государственной поддержки и борьбе с фальсификацией.

Модернизация производства в итоге позволяет снизить издержки, говорит президент подмосковного агрохолдинга «ОСП агро» Игорь Исаев, можно «увеличить молочную продуктивность коров, уменьшить затраты на обслуживание фермы, повысить качество продукции и снизить ее себестоимость».

По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрея Разина, Подмосковье активно внедряет современные технологии в АПК региона, и в частности в молочной индустрии. На предприятиях работают кормовые и доильные роботы, системы очистки комплексов, управления стадом, учета количества животных и состояния здоровья каждого из них.

Например, в прошлом году компания «ОСП агро» ввела в эксплуатацию животноводческий комплекс на 2 тыс. голов в селе Сеньково городского округа Озеры Московской области. Объем инвестиций в проект составил около 900 млн руб. Коровник площадью около 22 тыс. кв. м оборудован системой кросс-вентиляции, а автоматическая система управления светом регулирует продолжительность светового дня для разных групп животных в зависимости от стадии лактации. «Производительность труда на ферме на 70% выше, чем на аналогичных по размеру предприятиях, где используются традиционные технологии, — говорит Игорь Исаев. — Дойное стадо за год работы увеличилось в два раза, а количество обслуживающего персонала — на 30%».

В 2019 году «ОСП агро» завершает строительство еще одной молочно-товарной фермы на 1199 коров. Новая ферма оснащена доильным залом «Карусель» — с внутренним обслуживанием на 40 доильных мест с оптимальной позицией животных под углом 40 градусов к дояру для лучшего обзора и доступа. На дойку при таком подходе требуется около 11 минут — вдвое меньше, чем обычно. Комплекс по выращиванию молодняка включает в себя автоматическую систему выпаивания телят. Коров на ферме будут чипировать, отслеживая данные о здоровье и продуктивности.

Надои с интеллектом

В молочной отрасли применяются и роботы, и технологии искусственного интеллекта (ИИ). Например, в прошлом году производитель и поставщик кормов и кормовых добавок «Мустанг Технологии кормления» вместе с компанией «Алан-ИТ» разработал систему ИИ для молочных ферм на платформе Microsoft. Программа ведет онлайн-мониторинг производства молока, контроль стада (воспроизводства, болезней и выбытия), составляет аналитические отчеты и прогнозы. Кроме того, система вычисляет затраты на корм, выявляет малопродуктивных коров, оценивает себестоимость, рентабельность производства, а также выстраивает систему мотивации персонала. По данным разработчиков, надои молока на предприятиях, где используется эта система, выросли в среднем на 9%. Все процессы на предприятии в режиме онлайн можно контролировать с помощью смартфона, планшета или компьютера. «Производство молока — высокотехнологичный бизнес, который позволяет генерировать устойчивый доход, — уверена генеральный директор компании «Мустанг Технологии кормления» Светлана Алябьева. — Надои и качество молока зависят от огромного количества факторов. Именно для работы с большими массивами данных предназначена наша система ИИ».

Активно используются и автоматизированные системы. Например, система Lely Vector, разработанная компанией Lely (Нидерланды), состоит из робота для смешивания и подачи корма животным и кормовой кухни, где хранится корм. Роботизированная система доения Lely Astronaut A5 обеспечивает бесперебойное доение в режиме 24/7 и формирует отчеты по доению, качеству молока и здоровью животных в программе управления стадом Lely T4 °C, а также составляет рацион для автоматизированной системы кормления Lely Vector. Программа Lely T4 °C помогает легко контролировать доение и кормление.

Код для молока

Электронные технологии внедряются и в систему регулирования молочной индустрии. Например, правительство Московской области в апреле 2018 года запустило «Электронный магазин», где поставщики размещают предложения о продаже товара, информацию о выполнении работы или оказании услуг. За время работы портала было совершено свыше 290 тыс. закупок на сумму более 16 млрд руб. В «Электронном магазине» уже зарегистрированы 85 тыс. поставщиков, им пользуются 7,5 тыс. бюджетных учреждений.

С 1 июня 2020 года молочную продукцию затронет процесс маркировки. На данный момент в отрасли уже действует система «Меркурий», с помощью которой производители оформляют электронные ветеринарные сертификаты на продукцию. Система позволяет контролировать соответствие заявленного состава содержимому упаковки. По просьбе Министерства промышленности и торговли РФ петербургские ученые добавили к ней технологию слияния данных Data Fusion и систему QR-кодов, после чего объединили эти массивы на базе технологии блокчейн. На упаковку товара будет наноситься код Data Matrix, который покупатели смогут считывать при помощи смартфона. Так они получат сведения о происхождении молока и дате надоя, подробностях транспортировки сырья до завода, произведенных анализах, дате выпуска конкретной упаковки товара, добавлении дополнительных ингредиентов. Разработчики полагают, что технология позволит снизить незаконный оборот молочной продукции.

Впрочем, это нововведение встречает и критику. Например, в Союзмолоке подсчитали, что введение обязательной маркировки молочных продуктов потребует от индустрии 25 млрд руб. капитальных затрат на покупку оборудования для нанесения маркировки, а также 20 млрд руб. ежегодно на покупку кода для каждой упаковки продукции. «Молочная отрасль является одной из самых сложных отраслей в отношении производства и логистики, с короткими сроками годности продукта, сотнями форматов упаковки и более чем 22 тыс. заводов, которые не в состоянии переоснастить производство и перестроить процессы ни до 1 июня, ни до 1 декабря 2020 года», — говорит генеральный директор Союзмолока Артем Белов. По оценкам Союзмолока, доля контрафактной продукции (произведенной с нарушением прав на интеллектуальную собственность, в том числе торговую марку) на молочном рынке составляет всего 0,01%.