Выйти из берегов
Материалы выпуска
Ставка на молоко Рынок Выйти из берегов Решения Ферма в цифровом формате Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Выйти из берегов

Производители молочной продукции стремятся попасть на внешний рынок. По мнению аналитиков, это возможно при развитии технологий переработки, учета специфики спроса стран-импортеров и господдержке.
Фото: Егор Алеев/ТАСС

К 2025 году объем экспорта продукции российского агрокомплекса (АПК), согласно майскому указу президента РФ, должен увеличиться более чем в два раза, до $45 млрд. Значимый потенциал Минсельхоз РФ видит в наращивании экспорта молочной продукции. Например, экспорт мясной и молочной продукции в совокупности должен увеличиться в 4,5 раза по сравнению с 2017 годом, до $2,8 млрд.

В 2018 году общий объем экспорта российской молочной продукции, по данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко), составил $294 млн. При этом до 90% экспорта приходится на страны СНГ, в том числе Казахстан и Украину. Однако потенциал этих рынков для России практически исчерпан. «Необходимо расширять географию экспорта, выходить на новые рынки сбыта», — считает директор департамента по связям с общественностью и госорганами Союзмолока Мария Жебит.

«С каждым регионом согласованы целевые показатели производства и экспорта», — заявил на июльском совещании правительства по вопросам стимулирования экспорта сельхозпродукции министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. В частности, согласно госпрограмме Московской области «Сельское хозяйство Подмосковья» объем экспорта продукции АПК региона должен вырасти с $820 млн в 2018 году до $1,7 трлн в 2024-м. Уже со следующего года перед регионом стоит задача ежегодно производить 1 млн т молока, а мощности переработки молока сырными производствами, например, должны вырасти с 15,5 тыс. до 17,5 тыс. т.

Подмосковный комплекс

При поддержке регионального правительства в Подмосковье растет число молочных производств: с 2014 года на территории области введены в эксплуатацию 20 молочно-товарных ферм, четыре перерабатывающих молочных производства и три животноводческих комплекса молочного направления, в том числе ферма ООО «Рота-Агро Благовещенье» на 1980 ското-мест и мощностью 16 тыс. т молока в год в Наро-Фоминском районе и животноводческий комплекс ООО «Братья Чебурашкины» на 1600 коров, включая молочный завод в Дмитровском районе мощностью 100 т в сутки. В ближайшие два года будут запущены еще восемь производств молока, два предприятия по его переработке и четыре сырные мануфактуры мощностью порядка 15 тыс. т в год на территории «сырного кластера» в Дмитровском районе.

«У нашей продукции срок годности максимум десять дней, и пока мы в первую очередь ориентированы на локальный рынок Москвы и Московской области», — говорит совладелец семейной фермы Владислав Чебурашкин. Однако, по его словам, для развивающейся торговой марки важно наличие перспективы расширения рынков сбыта. Компания в ближайшей перспективе намерена выходить на экспорт. «Мы планируем введение новых продуктов с более длинным сроком годности. Стимулом может стать помощь государства с представлением продукта за границей и логистикой. Российская молочная продукция может быть интересна как Азии, так и Европе», — говорит Владислав Чебурашкин.

Экспортные возможности

В ближайшие годы рост объемов мировой торговли молочной продукцией продолжится за счет увеличения потребления в Китае, странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. «Все эти страны близки России с логистической, исторической или политической точек зрения, и у российских производителей молока есть хорошие возможности воспользоваться значительным ростом мирового спроса», — говорит Мария Жебит. По словам Дмитрия Патрушева, устранение торговых барьеров с Китаем уже открыло этот рынок для производителей молочной продукции. «33 предприятия молочной отрасли аккредитованы для экспорта в КНР», — заявил министр.

Китай — крупнейший в мире импортер молочной продукции, основные поставляемые в страну категории — сухое молоко и сухая сыворотка, сливочное масло, питьевое молоко, детское питание.

Помимо китайского есть и другие рынки. По словам Марии Жебит, в последний год кефир стал популярным в Индии, США и странах ЕС как альтернативный молоку продукт для потребителей, имеющих проблемы с пищеварением. Высокий потенциал для экспорта имеют и технические ингредиенты — например, сыворотка, лактоза, сырье для детского питания.

Внутренние трудности

Однако Россия на внешних рынках находится в жесткой конкуренции с мировыми и локальными экспортерами молочной продукции, отмечают аналитики ресурса «Агровестник». «У нас выше себестоимость производства, — говорит директор международного учебно-научного центра агробизнеса и продовольственной безопасности факультета «Высшая школа корпоративного управления» РАНХиГС Анатолий Тихонов. — Современное роботизированное оборудование для молочных ферм, а также один из наиболее богатых белком растительных кормов — сою мы вынуждены закупать за границей».

Кроме того, в России не самый комфортный климат. Впрочем, отдельные регионы, например Московская область, имеют некоторые преимущества. «В отличие от Сибири, где высокие взносы на подключение к сетям, подмосковные производители имеют доступ к инфраструктуре. И сюда легче привлечь квалифицированных специалистов, чем даже в соседнюю Тверскую область», — говорит Анатолий Тихонов.

Кроме того, как заявил заместитель председателя правительства Московской области Вадим Хромов, логистические мощности Подмосковья открывают региону выходы на азиатские рынки: «В Селятине строится современнейший терминал по перегрузке и поставке продукции в Китай».

С господдержкой

Для выхода на внешний рынок, по мнению Марии Жебит, необходимо повышать конкурентоспособность российских товаров через обеспечение стабильной доходности: «Нужно субсидировать кредиты, капитальные расходы, а также снижать административные барьеры — отказаться от дублирования функций госорганов и постоянных изменений нормативно-правовой базы».

По оценкам исследовательского центра компании «Делойт, СНГ» («Обзор рынка сельского хозяйства», 2018), государственные субсидии действительно поддерживают стабильно высокую рентабельность отрасли. В производстве молока, по данным «Делойт, СНГ», примерно 5–9% в структуре прибыли относится к молочным субсидиям. Сокращение поддержки может вызывать существенное снижение прибыльности сектора, отмечают аналитики.

Региональные власти это понимают. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрея Разина, Подмосковье ежегодно увеличивает объем господдержки молочного производства как одного из приоритетных для региона направлений. В частности, в 2019 году регион выделил 90 млн руб. для субсидирования затрат на приобретение высокобелковых кормов.

Общий вклад регионального бюджета в поддержку молочной отрасли в этом году составит 1,7 млрд руб. Суммарный объем господдержки в регионе в 2019 году достигнет 7,1 млрд руб., в том числе на субсидии на 1 кг молока — 788,8 млн руб., поддержку племенного животноводства — 885,4 млн руб., возмещение капитальных затрат — 1521,2 млн руб., а также 100 млн руб. — на гранты производителям сыра. Субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в Московской области (в совокупности с федеральной поддержкой) предусматривают выделение от 0,7 до 2 руб. на килограмм реализованного молока в зависимости от продуктивности.

Впрочем, по мнению основателя проекта «Русский пармезан» Олега Сироты, привлечение банковского финансирования для фермеров остается нелегкой задачей. «При поддержке правительства у нас появилась возможность привлекать льготные кредиты под 3–5% годовых, но процедура получения займа остается серьезным тормозом, — говорит фермер. — Многие хотят стать экспортерами, но им предстоит долгий путь по оформлению необходимой документации».